Меню

Официальный сайт

Начальник Управления принял участие в обучающем семинаре для работников кадровых служб и ответственных по профилактике коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления

07.02.2020

В большом зале заседаний Администрации Главы и Правительства Республики Ингушетия 6 февраля 2020 года Администрацией Главы и Правительства Республики Ингушетия организован и проведен обучающий семинар для работников кадровых служб и ответственных по профилактике коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия.

Начальник Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Муса Гагиев выступил на семинаре по трем актуальным вопросам, затрагивающих недавние поправки в федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ в статью 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон № 251-ФЗ) внесены изменения, которыми установлены особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительного органа сельского поселения и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе (далее – депутаты).

К таким особенностям относятся:

1) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;

2) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ). В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, депутат обязан сообщить об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений разработан проект закона, предусматривающий данный порядок. Законопроект находится в настоящее время на рассмотрении в Народном Собрании Республики Ингушетия.

С учетом положений Федерального закона № 230-ФЗ при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата, сведения о расходах не представляются.

Указанный четырехмесячный срок со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата начинает исчисляться со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

При представлении сведений в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе депутатом представляются:

- сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений (с 1 января по
31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;

- сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.

Согласно законопроекту сведения, представляемые в связи с совершением сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», должны представляться в срок с 1 января до 1 апреля года, следующего за годом совершения указанных сделок (таким образом, впервые указанные сведения в соответствии с новым порядком могут представляться не ранее 2020 года).

При этом к указанным сделкам не относятся:

- сделки, совершенные супругой (супругом) данного лица до вступления с ним в брак;

- сделки, совершенные лицом до замещения муниципальной должности депутата представительного органа сельского поселения на непостоянной основе, притом что лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ.

В случае совершения сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, депутат представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения представляются за год, предшествующий году представления сведений, т.е. за год, в котором совершены указанные сделки.

Например, депутат в ноябре 2019 года совершил сделку, предусмотренную частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ. В этой связи, такому депутату необходимо будет представить в 2020 году сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год, т.е. за год, предшествующий году представления сведений.

В случае, если в течение года, предшествующего году представления сведений (отчетного периода), сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, не совершались, депутат сообщает об этом Главе Республики Ингушетия путем направления соответствующего уведомления. Данное уведомление целесообразно направлять в двух экземплярах, один из которых остается у Главы Республики Ингушетия, второй возвращается депутату, направившему такое уведомление, с отметкой о регистрации. Уведомление может быть представлено как лично, так и направлено посредством почтовой связи (образец прилагается).

Также законопроектом предусматриваются следующие новеллы.

Сведения гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, и лицом, замещающим муниципальную должность, направляются в кадровую службу органа местного самоуправления муниципального образования Республики Ингушетия (далее - муниципальный орган).

Орган местного самоуправления муниципального образования Республики Ингушетия в течение трех рабочих дней направляет указанные сведения в уполномоченный орган Республики Ингушетия по профилактике коррупционных и иных правонарушений, т.е наше Управление, для представления Главе Республики Ингушетия.

Образец

Уведомление об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

__________________________________

Главе Республики Ингушетия

от ________________________________

__________________________________

__________________________________

(Ф.И.О, полное наименование замещаемой должности)

Уведомление от " ___ " ___________ 20 __ г.

Сообщаю о том, что в течение _______ года мною, моей супругой и (или) несовершеннолетними детьми не совершались сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Лицо, представившее

уведомление                          ________ ___________________ "__" ___ 20__ г.

    (подпись)       (расшифровка подписи)

Лицо, принявшее

уведомление                          ________ ___________________ "__" ___ 20__ г.

    (подпись)       (расшифровка подписи)

Информация об изменениях в законодательстве

Российской Федерации, уточняющих ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за коррупционные правонарушения

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и статью 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), уточняющие ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборное должностное лицо) за коррупционные правонарушения.

Так, часть 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена положением, согласно которому данным Федеральным законом могут быть установлены случаи, предусматривающие возможность применения в отношении выборного должностного лица иной меры ответственности, отличной от досрочного прекращения полномочий, за несоблюдение ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее - нарушение антикоррупционных требований).

Дополнение, внесенное в часть 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, наделяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом при выявлении в результате проверки фактов нарушения антикоррупционных требований обращаться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд с заявлением не только о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица, но также и о применении в отношении него иной меры ответственности, в случаях, когда возможность применения такой меры предусмотрена данным Федеральным законом.

Случаи, когда в отношении выборного должностного лица могут быть применены иные меры ответственности, отличные от досрочного прекращения полномочий, а также перечень этих мер содержатся
в части 7.3-1, которой дополнена статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

К таким случаям относятся случаи представления выборным должностным лицом недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

За указанные правонарушения могут быть применены следующие меры ответственности:

1)      предупреждение;

2)      освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3)      освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4)      запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5)      запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Порядок принятия решения о применении к выборному должностному лицу указанных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 7.3-2, которой дополнена статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Управлением разработан соответствующий законопроект, который в настоящее время находится на рассмотрении в Народном Собрании республики. Обращаю внимание представителей представительных органов местного самоуправления о необходимости разработки и утверждения порядку принятия решения о применении к выборному должностному лицу местного самоуправления вышеназванных мер ответственности после принятия республиканского закона.

Примечание. Согласно законопроекту решение о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или о применении к нему меры ответственности, предусмотренной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимается органом местного самоуправления муниципального образования Республики Ингушетия, уполномоченным принимать соответствующее решение, в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления Главы Республики Ингушетия, а в случае поступления заявления Главы Республики Ингушетия в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня поступления заявления Главы Республики Ингушетия. О принятом решении орган местного самоуправления муниципального образования Республики Ингушетия, уполномоченный принимать соответствующее решение, уведомляет Главу Республики Ингушетия в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня принятия данного решения.

Решение о применении к выборному должностному лицу указанных мер ответственности должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.

В частности, такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

О некоторых вопросах порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 307-ФЗ в ряд федеральных законов внесены изменения, в том числе и в федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Указанные поправки устанавливают так называемый упрощенный порядок привлечения государственных гражданских и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений (за исключением увольнения в связи с утратой доверия), а также пересмотрены сроки привлечения к ответственности за совершение коррупционного проступка.

По общему правилу взыскания за совершение коррупционных правонарушений, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Упрощенный порядок предоставляет возможность упростить данную процедуру и заключается в том, что с согласия гражданского и/или муниципального служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.

Что касается сроков привлечения к дисциплинарной ответственности напомню, что взыскания, предусмотренные за совершение коррупционных правонарушений, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.