Меню

Официальный сайт

Выступление Президента Республики Ингушетия Ю-Б.Б.Евкурова с отчетом Народному Собранию республики о результатах деятельности Правительства Республики Ингушетия за 2009 год

30.06.2010

IMG_8458888.jpg

Добрый день, уважаемые коллеги!

В соответствии с Конституцией Республики Ингушетия Президент Республики Ингушетия представляет отчёт о результатах деятельности Правительства Республики Ингушетия за 2009 год. Я также отвечу на ваши вопросы. Надеюсь, что у нас состоится содержательный и конструктивный диалог.

2009 год был тяжелым и сопровождался экономическим кризисом. Все субъекты Российской Федерации, включая Ингушетию, столкнулись с глубочайшими проблемами. Ситуация действительно была очень сложной. Она и сейчас далека от благополучной, но все же мрачные прогнозы не подтвердились. Многие субъекты Российской Федерации даже с развитой экономикой переживают тяжелый посткризисный синдром, сталкиваются с социальными проблемами и падением экономических показателей и, наоборот, увеличением безработицы. В 2009 году деятельность Правительства Республики Ингушетия была связана с выполнением мер по достижению приоритетов социально-экономического развития, налаживанием конструктивного взаимодействия между ветвями и уровнями власти, формированием базы для создания условий экономического роста.

С этой целью были утверждены Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009-2020 годы и на период до 2030 года, ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.», а также завершена работа по формированию органов местного самоуправления.

В целом прошедший год по большинству экономических и социальных показателей характеризуется динамичным подъемом.

Объем отгруженных товаров собственного производства вырос на 15,7 %, сельскохозяйственное производство - на 8,7 %, объем инвестиций – на 94,1 %, оборот розничной торговли - на 4,8 %, налоговые поступления в бюджеты всех уровней - на 21,8 %, среднемесячная начисленная заработная плата – на 18,8 %, реальные денежные доходы – на 4,1 %.

Промышленность

Вместе с тем, промышленность – это одна из отраслей, где отмечено сокращение индекса производства к соответствующему периоду 2008 года на 2,9 %.

Снижение показателей промышленного производства обусловлено, в первую очередь, кризисным состоянием нефтедобывающей отрасли республики. В последние годы наблюдается ежегодное падение объемов добычи нефти, что связано с выработанностью месторождений и отсутствием средств на разработку новых.

Добыча полезных ископаемых сократилась на 1,1 % и составила 362,6 млн. руб. Индекс производства полезных ископаемых увеличился до 106,4 %.

В соответствии с Планом финансового оздоровления и развития ОАО «Ингушнефтегазпром» в 2009 году были проведены мероприятия по снижению производственной себестоимости 1 тонны нефти. В 2009 году по сравнению с 2008 годом производственная себестоимость 1 тонны нефти сократилась на 31,1 % и составила 5600 руб. При этом, добыча нефти выросла на 6,1 % по сравнению с 2008 годом и составила 62,3 тыс. тонн.

Результаты работы, проделанной комиссией по упорядоченности деятельности по разработке карьеров и соблюдения лицензионных соглашений недропользователями, сказались на показателях финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Ингушское карьероуправление». По итогам года предприятием добыто 283,5 тыс. куб.м нерудных строительных ископаемых (рост в 1,3 раза) на сумму 14,7 млн. руб. (увеличение на 44,1 %). Кроме того, ГУП «Ингушское карьероуправление» перечислил в бюджет 884,0 тыс. руб. по налогу на добычу полезных ископаемых или 91 % от общей суммы, поступившей по данному виду налога.

За отчетный период снижение производства отмечалось в секторе обрабатывающих производств. Объем продукции, произведенной предприятиями данной отрасли, сократился на 10,5 % и составил 266,2 млн. руб.

Наблюдается значительное сокращение объемов издательской и полиграфической продукции. Объем производства по данному виду деятельности снизился на 48,8 % и составил 10,2 млн. руб. На основном предприятии отрасли, ГУП «Полиграфкомбинат», выпуск продукции составил 1,0 млн. рублей или 36,6% к аналогичному периоду 2008 года.

В отношении предприятия была введена первая стадия процедуры банкротства – наблюдение. Для вывода предприятия из сложившейся ситуации решением Правительства Республики Ингушетия уставный фонд предприятия был увеличен на 650 тыс. руб. на частичное погашение налоговой задолженности. По результатам аттестации проведена смена руководителя предприятия, в целях снижения налогового бремени предприятие переведено на упрошенную систему налогообложения.

В целях развития предприятия планируется обеспечить комбинат качественным оборудованием для выпуска газет, линии твердого переплета в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.».

Объем производства прочих неметаллических минеральных продуктов снизился на 11 % и составил 168,4 млн. руб. Индекс производства сократился на 44,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

В целях поддержки и развития обрабатывающих отраслей, реализуется ряд инвестиционных проектов по реконструкции существующих и созданию новых производств. В прошедшем году завершено строительство кирпичного завода в с. Сурхахи и завода «Гиперпресс». В текущем году будет введен в эксплуатацию керамзитовый завод.

Значительно сократилось производство машин и оборудования. Объем производства по данному виду деятельности составил всего лишь 93,0 тыс. руб. или 4,1 % к уровню 2008 года. Это связано с тем, что из-за отсутствия оборотных средств, на протяжении всего года ОАО «НЗЭММ» не осуществлял производственную деятельность.

Учитывая, что первый пусковой комплекс завода введен и требуется лишь наладить производство, доукомплектовав цеха необходимым оборудованием и разработать технологическую оснастку, Правительством РИ были включены мероприятия по развитию НЗЭММ в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.». В рамках ФЦП заводу планируется выделить 109,1 млн. руб.

Вместе с тем, в деятельности производственного комплекса республики отмечается и положительная динамика.

Объем производства пищевых продуктов превысил на 9,7 % уровень предыдущего года и составил 38,8 млн. руб.

Рост показателя обусловлен, в основном, увеличением производства на ОАО "Назрановский хлебозавод". Предприятием произведено 288,7 тонн хлебобулочных изделий, 3,8 тыс. тонн кондитерских изделий, 740 кг макаронных изделий, 5,5 тыс. тонн подсолнечного масла на общую сумму 9,0 млн. руб. (рост на 20,5 %).

В прошедшем году за счет средств республиканского бюджета проведена реконструкция ГУП «Мукомольный комбинат», установлено мельничное оборудование мощностью 50 тонн в сутки, проведены пуско-наладочные работы и мероприятия по подготовке складских помещений предприятия к хранению и складированию собранного урожая. Налажена работа дробильного цеха по производству кормов из 3-х компонентов мощностью 5 тонн в сутки.

Производство нефтепродуктов на 25,5 % превысило уровень предыдущего года и составило 26,3 млн. руб. В 2009 году произведено 0,7 тыс. тонн автомобильного бензина (рост в 7 раз к 2008 году), 2,0 тыс. тонн дизельного топлива (увеличение в 6 раз), 3,4 тыс. тонн топочного мазута (377,8 % к уровню прошлого года).

Объем производства готовых металлических изделий составил 10,6 млн. руб. или 253,6 % к соответствующему периоду 2008 году. ГУП «Боахам» произведено 320 кв. м блок-контейнеров, 2,4 тыс. кв. м металлочерепицы и оказаны услуги по прокату металлопрофиля на сумму 19,8 млн. руб., что на 23 % выше уровня аналогичного периода предыдущего года.

Объем отгруженных товаров резиновых и пластмассовых вырос в 3,1 раза по сравнению с уровнем 2008 г. и составил 1,3 млн. руб.

Значительное внимание Правительством уделяется развитию государственных предприятий республики.

Правительством в 2009 году начата работа по аттестации руководителей государственных унитарных предприятий, по результатам которой произведена смена руководства на трех предприятиях, назначены исполняющие обязанности директора.

В результате проделанной работы в деятельности ГУПов республики наметились положительные изменения. Объем реализации продукции вырос на 8 % и составил 91,6 млн. руб. Среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 28 % и составила 5258 руб., убытки предприятий сократились более чем в 2 раза.

Для решения накопленных проблем в промышленности и для дальнейшего эффективного развития разработаны проекты Закона РИ «О промышленной деятельности и промышленной политике в Республике Ингушетия» и Концепции промышленной политики Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.

Агропромышленный комплекс

Удалось стабилизировать и улучшить качественные показатели агропромышленного комплекса республики.

Объем продукции сельского хозяйства увеличился на 8,7 % и составил 3411,0 млн. руб.

В прошедшем году предприятия были обеспечены собственными семенами зерновых (кроме кукурузы) на 90 %, картофеля - на 50 %. Посевная площадь зерновых колосовых доведена до 43,4 тыс. га. Средняя урожайность культур увеличилась в среднем на 12,6 %.

Производство зерновых (с кукурузой) по всем категориям хозяйств увеличилось на 20,1 %, картофеля - на 10,3 %, овощей - на 25 %. При этом, урожайность зерновых выросла на 19,8 %, овощей - на 28,8 %.

Однако вследствие низкой агротехники возделывания (отсутствие в необходимом количестве минерально-органических удобрений, сельхозтехники) урожайность культур ниже нормативной. Кроме того, серьезной проблемой остается техническая оснащенность, которая составляет 32 % от норматива.

За отчетный период производство мяса всеми категориями хозяйств выросло на 1,8 %, молока - на 2,9 %, яиц - на 14,7 % и составило 5,7 тыс. тонн, 72,2 тыс. тонн и 6,9 млн. штук соответственно.

На предприятиях Минсельхоза Ингушетии наблюдалось снижение поголовья крупного рогатого скота на 20%., овец - на 2,4 % и ухудшение воспроизводственных способностей стада. Такое положение сложилось из-за низкого генетического потенциала имеющегося поголовья скота.

Значительную помощь агропромышленному комплексу республики оказывает реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

В прошедшем году в рамках программы на стимулирование развития малых форм хозяйствования кредитными организациями республики выдано свыше 2,3 тыс. кредитов на сумму 917,8 млн. руб.

На поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства и развитие животноводства из федерального бюджета выделено 78,0 млн. руб. и 204,9 млн. руб. из республиканского бюджета.

Кроме того, в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016гг.» планируется реализация 15 мероприятий, направленных на развитие животноводства, растениеводства и перерабатывающей отраслей.

Транспорт и дорожное хозяйство

В 2009 году подразделениями ГУ «Ингушавтодор» выполнены работы на общую сумму 226,6 млн. рублей, в том числе на строительство и реконструкцию автодорог и мостов было профинансировано 180,1 млн. руб., на капитальный ремонт – 10,5 млн. рублей, содержание автодорог и дорожных сооружений – 30,0 млн. рублей, разработку проектной документации – 4,5 млн. руб. и аварийно-восстановительные работы – 1,5 млн. рублей.

Достаточно сложной остается ситуация на предприятиях транспортного комплекса, и главным образом в организациях автомобильного и воздушного транспорта.

Вместе с тем, за счет ряда мер, предпринятых Правительством Республики Ингушетия, удалось обеспечить значительную экономию бюджетных средств, выделяемых ОАО «Аэропорт «Магас» и ГУП «Лиг» на субсидирование убытков от организации рейса Ингушетия-Москва.

Также была проведена работа по привлечению средств федерального бюджета на реконструкцию ОАО «Аэропорт «Магас», в текущем году планируется завершение проектно-изыскательских работ, а с 2011 года начнутся уже непосредственно сами работы.

В 2009 году были признаны банкротами автотранспортные предприятия республики, а на их базе создано новое предприятие ГУП «Ингушавтотранс». Причины сложившейся ситуации – это накопившиеся долги прошлых лет из-за неправильной финансовой политики руководства предприятия. Сегодня Правительство Республики Ингушетия стоит перед необходимостью выкупа имущества предприятий-банкротов, для погашения задолженности перед персоналом.

Работа вновь созданного предприятия проходит в сложных условиях, однако его руководству удалось за короткие сроки достичь положительных результатов.

Главной проблемой в сфере пассажирских перевозок является деятельность, так называемых, частных перевозчиков. В настоящее время, отсутствует нормативно-правовой акт, который бы позволил действенно регулировать рынок частных перевозок. С подобной проблемой, обусловленной несовершенством федерального законодательства, сталкиваются все регионы России.

В настоящее время разработано и находится на согласовании Постановление Правительства Республики Ингушетия «Об организации в Республике Ингушетия регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом», которое предполагает допуск на обслуживание маршрутов на конкурсной основе, как частных, так и государственных перевозчиков.

Работу железнодорожной станции Назрань можно охарактеризовать как стабильную. Планы по погрузке-разгрузке грузов и вагонов выполнены, в соотношении с прошлым годом наблюдается рост показателей вагонооборота.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В последние годы предприятия жилищно-коммунального комплекса республики сталкиваются с неизменными проблемами – это высокий процент потерь, изношенность сетей, хищения, отсутствия учетных приборов, энергоемкость, низкий уровень платежей и качества предоставляемых услуг.

Так, разбаланс газа или нерасписанный газ по филиалу ООО «Кавказрегионгаз» по республике составил 18,3 % от объема отпущенного газа. Сбор платежей по газу составил 60,1 %.

Потери в сетях ОАО «Ингушэнерго» составили 35 %, сбор платежей за потребленную электроэнергию – 92,5%.

Сбор платежей за отчетный период по предприятиям по водоснабжению и водоотведению составил 53,7 %.

При этом необходимо отметить, что вышеуказанные проценты сбора платежей, приведены с учетом возмещения Минфином Ингушетии выпадающих доходов, и собственные сборы организаций крайне низки.

Большой проблемой для Республики Ингушетия является отсутствие сетей в районах новостроек. В связи с чем, люди осуществляют присоединение к сетям своими силами, часто с нарушением правил и норм. Подобное самовольное присоединение к газовым сетям очень часто приводит к авариям.

Для решения данной проблемы ОАО «Газпром» принято решение о реализации на территории Республики Ингушетия программы газификации. Программа предусматривает газификацию районов новостроек 24 населенных пунктов общей протяженностью 315 км на сумму порядка 700 млн. рублей. В 2009 году были начаты проектно-изыскательские работы по 6 объектам, в 2010 году планируется начать работы по строительству газопроводов.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия проводилась работа по приобретению автотранспортных средств и коммунальной техники для нужд Республики Ингушетия в рамках Соглашений, подписанных между Минрегионом России и Правительством РИ.

Общий объем финансирования по данным мероприятиям составил 200,1 млн. руб., на которые были приобретены 147 единиц спецтехники, в том числе 22 единицы автодорожной, 60 единиц автотранспортной и 65 единиц коммунальной техники. Вся спецтехника передана в казну республики.

Инвестиции

В 2009 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 7,96 млрд. рублей, что на 94,1 % превышает уровень 2008 года (3,95 млрд. рублей).

Республика участвовала в реализации 12 федеральных целевых программ, финансирование по которым составило 2,8 млрд. рублей.

Кроме того, в рамках реализации ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы профинансированы следующие мероприятия: •

переселение и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобека и Малгобекского района, – 54,1 млн. руб. рублей; •

строительство 500 индивидуальных жилых домов на земельном массиве 50,4 га, прилегающего к восточной части города Малгобека – 1,6 млрд. рублей.

Также в прошлом году в Ингушетии реализовывались 29 республиканских целевых программ, общий объем финансирования по которым составил 1,05 млрд. руб. (рост в 10,9 раза).

Огромное значение для республики имеет ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)». В рамках федеральной целевой программы регионального паритета «Юг России (2008-2012 гг.)» в 2009 году по 15 проектам объем капитальных вложений составил 1074,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 872,9 млн. рублей, республиканского бюджета (с учетом объектов, не имеющих софинансирование из федерального бюджета) - 202,0 млн. рублей.

В текущем году на реализацию Программы предусмотрено финансирование в размере 825,5 млн. рублей по 9 проектам, в т.ч. из федерального бюджета – 481,2 млн. рублей, из республиканского бюджета – 344,3 млн. рублей. Планируется ввод в эксплуатацию поликлиники на 200 посещений в смену в ст. Орджоникидзевская.

В прошлом году в Федеральную адресную программу включено финансирование строительства и проектирования 26 объектов республики, объем финансирования по которым составил 296,2 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 109,7 млн. руб., республиканского бюджета – 186,5 млн. руб.

На строительство объектов госзаказа направлено 916,3 млн. руб., что в 2,3 раза превышает уровень предыдущего года, на развитие дорожного хозяйства – 235,7 млн. руб. (рост на 4,1 %).

В результате активной инвестиционной деятельности на территории республики в прошедшем году введено в эксплуатацию более 25 объектов, в том числе три школы в г. Карабулак, в сс. Барсуки и Зязиков-Юрт, шесть 25-ти квартирных и два 15-ти квартирных жилых домов в 1 микрорайоне г. Магас и ряд административных зданий.

Исполнение республиканского бюджета за 2009 год

Подводя итоги исполнения республиканского бюджета за 2009 год, можно сказать, что многие проблемы, повлиявшие на снижение экономического роста в стране, остаются актуальными и для нашего региона. Несмотря на это, республике всё же удалось сохранить устойчивость бюджетного сектора, не ухудшив при этом ситуацию в социальной инфраструктуре.

В январе - феврале прошлого года в министерствах и ведомствах республики активно работали комиссии Счетной палаты Российской Федерации и Контрольно-Счетной палаты Республики Ингушетия по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств за 2007-2008 годы. Было приостановлено финансирование всех объектов госзаказа и целевых программ развития республики, была проведена инвентаризация строящихся объектов, проведены контрольные замеры объемов выполненных работ, прием-передача дел органов исполнительной власти и т.д.

Нормотворческая деятельность в течение года позволила значительно повысить качество планирования и исполнения бюджета. Правительством республики проведена большая работа по устранению нарушений бюджетного законодательства, выявленных Счетной палатой РФ за 2008 год, в том числе:

- устранены выявленные в организации бюджетного процесса нарушения и приведены в соответствие с бюджетным законодательством РФ ведомственная и функциональная структура расходов республиканского бюджета на 2009 год;

- разработаны недостающие нормативно-правовые акты, регламентирующие бюджетные правоотношения в Республике Ингушетия;

- приведен в соответствие с бюджетным законодательством РФ порядок оплаты коммунальных услуг.

В конце декабря 2008 года был принят Закон «О республиканском бюджете на 2009 год», в который четыре раза вносились изменения и дополнения в течение отчетного года.

В течение 2009 года Правительством республики при исполнении республиканского бюджета был решен ряд проблем:

- снижен объем кредиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2009 года, с 541,3 млн.руб. до 75,8 млн.руб. Погашена социально-значимая кредиторская задолженность: уплата налогов, задолженность по командировочным расходам, задолженность по уплате налогов, коммунальным услугам, услугам связи, транспортным услугам, приобретению продуктов питания и медикаментов, расходных материалов;

- в соответствии с Постановлением Правительства РИ № 294 от 13.08.2009 года оплата труда работников бюджетной сферы республики с 1 сентября 2009 года переведена на отраслевую систему, что потребовало дополнительных средств бюджета в размере 284,5 млн.руб.;

- в связи с тем, что МВД по РИ в 2008 году не застраховало своих сотрудников, семьям погибших сотрудников и сотрудникам, получившим ранения, увечья, в 2009 году выплачено более 20,0 млн.руб.;

- так как, аттестованному персоналу МВД по РИ не было произведено повышение заработной платы в 2006 году, на выплату перерасчета по заработной плате указанным сотрудникам направлено дополнительно 101,5 млн.руб.;

- на приобретение вооружения, материально-техническое обеспечение сотрудников МВД по РИ дополнительно выделено 130,5 млн.руб.;

- на приобретение медицинского оборудования для учреждений здравоохранения республики дополнительно выделено 77,2 млн.руб.;

- впервые администрациям городов и районов выделены денежные средства на реализацию мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 25,0 млн.руб.;

- в полном объеме профинансированы все текущие расходы бюджета.

Исполнение республиканского бюджета в 2009 году составило:

- по доходам 14 128 757,3 тыс.руб., или 100,3% к уточненному плану, что на 14% больше соответствующего периода 2008 года;

- по расходам в сумме 15 475 751,0 тыс.руб., или 85% к уточненному плану, что на 80% превышает аналогичный показатель прошлого года.

В доходной части республиканского бюджета учтены денежные средства в объеме 591 925,9 тыс.руб., которые были в пути и поступили только 12 и 13 января 2010 года, в том числе:

- Субсидии бюджетам на мероприятия по обеспечению жильем иных категорий граждан на основании решений Правительства РФ – 506 683,0 тыс.руб.;

- Субвенции бюджетам на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений – 2 500,0 тыс.руб.;

- Субвенции бюджетам на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законом «О ветеранах» - 60 842,3 тыс.руб.;

- Субсидии бюджетам субъектов РФ на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования – 118,3 тыс.руб.;

- Субсидии бюджетам субъектов РФ на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами – 1 721,0 тыс.руб.;

- Субсидии на капстроительство республиканского тубдиспансера в г.Назрань – 20 061,3 тыс.руб.

Кроме того, в 2009 году в бюджет республики возвращен бюджетный кредит в сумме 45 200,0 тыс.руб., выданный ОАО «Ингушнефтегазпром», а также из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия предоставлен бюджетный кредит в сумме 59 304,7 тыс.руб. для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения).

Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета сложились в сумме 946 484,0 тыс.руб., что составляет 106% к годовым бюджетным назначениям и на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета приходится на:

- налог на доходы физических лиц – 54%, превышение по отношению к показателю прошлого года на 26%;

- налог на прибыль организаций – 16,2%, что на 14% больше, чем в 2008 году;

- налог на имущество организаций –16,3%, увеличение к показателю прошлого года на 30%;

- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 3,6%, на 6% больше показателя 2008 года.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета за 2009 год составили 13 182 273,3 тыс.руб. или 100,2% всех доходов республиканского бюджета. По сравнению с показателем соответствующего периода 2008 года объем безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета увеличился в целом на 13% или на 1 560 228,9 тыс.руб.

Наибольший удельный вес в объеме безвозмездных поступлений составляют:

- дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности – 6 991 667,0 тыс.руб. или 53%, что на 39% больше показателя прошлого года;

- дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 1 366 375,0 тыс.руб., что составляет 10%, и на 57% больше показателя 2008 года;

- субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований – 1 570 398,6 тыс.руб. или 12%, превышение к аналогичному показателю 2008 года - 35%.

Одним из приоритетных направлений расходования средств республиканского бюджета в 2009 году было предоставление межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам – 23%, связанное с закреплением части расходных полномочий Российской Федерации и Республики Ингушетия за муниципальными образованиями.

В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований им оказана финансовая поддержка в объеме 2 340 119,1 тыс.руб.

Доходы республиканских бюджетных учреждений от оказания платных услуг и иной, приносящей доход деятельности, при плане 32 949,5 тыс.руб. за 2009 год фактически составили 64 533,1 тыс.руб. Расходы по данной позиции сложились в сумме 51 373,0 тыс.руб.

Исполнение бюджета по расходам в 2009 году показало его сохранившуюся социальную направленность.

На реализацию мероприятий в области:

- образования за отчетный период направлено 970 138,4 тыс.рублей или 96% от утвержденного лимита на 2009 год. Расходы по данному разделу увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 42%;

- культуры в 2009 году профинансированы средства в сумме 210 023,4 тыс.рублей или 99,2%; увеличение расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 98%;

- на здравоохранение и спорт фактически направлено 1 263 986,9 тыс.рублей или 86%, увеличение по сравнению с прошлогодним показателем на 70%.

- по социальной политике фактическое исполнение составило 1 982 704,3 тыс.рублей или 83%, превышение на 18%.

Расходы по остальным разделам функциональной классификации сложились в следующую структуру:

- на национальную безопасность и правоохранительную деятельность направлено 1 075 831,1 тыс.рублей или 94%, превышение к показателю 2008 года на 67%.

- национальная экономика профинансирована на сумму 2 216 309,7 тыс.рублей, что составляет 87%. Увеличение по сравнению с прошлым годом на 85%.

- жилищно-коммунальное хозяйство за отчетный период профинансировано на сумму 3 496 775,2 тыс.рублей или 77%. Увеличение в абсолютной сумме – 2 804 369,3 тыс.рублей.

- раздел «Межбюджетные трансферты» фактически профинансирован 2 709 879,8 тыс.рублей или 98,2%. По сравнению с 2008 годом увеличение составило 1 066 770,0 тыс.рублей или 65%.

Здесь надо отметить, что недофинансирование отдельных разделов бюджетной классификации до 100% связано с недофинансированием капитальных вложений в указанных разделах, которые остались в остатках на 1 января текущего года.

Финансирование капитальных вложений осуществлялось в 2009 году по объектам госзаказа, ФЦП «Юг России», объектам адресной инвестиционной программы, фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, объектам дорожного хозяйства.

Всего по капитальным вложениям в 2009 году был утвержден лимит в сумме 6 772 753,1 тыс.руб., фактическое исполнение составило 5 358 425,3 тыс.руб. или 79%. По сравнению с 2008 годом расходы по капвложениям увеличились на 3 560 795,5 тыс.руб., или в 3 раза.

Основной программой комплексного развития республики является ФЦП «Юг России», фактический объем финансирования которой составил всего 901 677,9 тыс.руб. или 82%, в том числе: ф/б исполнен на 82%, р/б – 83%.

Адресная инвестиционная программа исполнена за отчетный период на 31%, в том числе: ф/б - 15%; р/б - 77%.

Расходы по объектам госзаказа в 2009 году составили 84% от утвержденных показателей. По сравнению с 2008 годом данный показатель увеличился в 2,4 раза.

Объекты дорожного хозяйства профинансированы в сумме 235 708,8 тыс.руб. или 90% от утвержденных лимитов, расходы из ф/б составили 94%, из р/б – 88%.

Антикризисные меры

В целях предупреждения и снижения возможных последствий влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие Ингушетии в 2009 году в республике принят и реализован План антикризисных мероприятий Правительства Республики Ингушетия, направленный на поддержку малого и среднего бизнеса; сельского хозяйства; строительства; финансовой и банковской сферы; промышленности; занятости; жилищно-коммунальной сферы; образования и здравоохранения.

В целях содействия занятости населения в республике реализуется Республиканская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 гг.».

В прошедшем году на реализацию мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства из республиканского бюджета профинансировано 23,4 млн. руб., что более чем в 4 раза превышает уровень 2008 года. В результате участия в конкурсах Минэкономразвития России удалось привлечь из федерального бюджета 95,3 млн. рублей.

Субъектам малого и среднего предпринимательства были оказаны следующие виды поддержки: •

грантовая поддержка начинающих предпринимателей для организации своего бизнеса; •

возмещение части стоимости арендных платежей; •

возмещение 2/3 процентной ставки за пользование банковским кредитом на реализацию инвестиционного проекта и 3/4 процентной ставки кредита на пополнение оборотных средств.

Также, в рамках Программы организована работа по конкурсному отбору и размещению субъектов малого и среднего предпринимательства в ГУ «Республиканский Бизнес-инкубатор». На базе ГУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор» открыт Республиканский центр поддержки предпринимательства с постоянно действующим выставочным комплексом.

По итогам 2009 года различные виды государственной поддержки предоставлены 317 субъектам малого предпринимательства в размере 44,8 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета 21,4 млн. рублей), что в 12,8 раза больше уровня 2008 года.

Фактически, на сегодняшний день, создано 283 новых рабочих мест. Кроме этого, в соответствии с представленными бизнес-планами, данными субъектами планируется создать дополнительно порядка 1132 новых рабочих мест.

По предварительным данным в Республике Ингушетия на сегодняшний день функционируют 12,4 тыс. субъектов малого предпринимательства, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 2008 года, в том числе 3,6 тыс. юридических лиц и 8,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. Оборот малых предприятий превысил уровень прошлого года на 13,9 % и составил 835,1 млн. руб.

Одной из антикризисных мер, направленных на обеспечение сбалансированности республиканского бюджета в 2009 году, явилась сокращение неоправданных расходов главными распорядителями бюджетных средств. Приоритетными остались расходы, направленные на реализацию государственной политики в сфере национальной экономики, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования. Бюджеты были приняты и исполнялись без дефицита, исполнение осуществлялось в условиях достаточности финансовых ресурсов, как на финансирование текущих расходов, так и капитальных вложений.

В течение 2009 года при исполнении республиканского бюджета решен ряд проблем: •

снижен объем кредиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2009 года, с 541,3 млн. руб. до 75,8 млн. руб.; •

оплата труда работников бюджетной сферы республики с 1 сентября 2009 года переведена на отраслевую систему, что потребовало дополнительных средств бюджета в размере 284,5 млн. руб.; •

расходы на капитальные вложения были перераспределены на финансирование строительства вводных объектов, а также объектов со степенью готовности более 51%; •

на приобретение медицинского оборудования для учреждений здравоохранения республики дополнительно выделено 77,2 млн. руб.; •

в целях исключения образования кредиторской задолженности в ноябре выделены авансовые трансферты для своевременной выплаты заработной платы в повышенном размере, оплаты коммунальных услуг, услуг связи, арендных услуг, бюджетам городов и районов.

В течение 2009 года проведена работа по увеличению налоговых платежей в бюджет Республики Ингушетия. Проведен ряд мероприятий по погашению задолженности бюджетных учреждений по налоговым платежам, периодически проводились совещания с участием представителей Правительства, налоговых органов, министерств и ведомств, глав администраций районов и городов, где рассматривались проблемы и пути решения задач, препятствующих наиболее полному и объективному поступлению в бюджет налоговых платежей.

В результате в 2009 году собственные доходы бюджета на 23,8 % превысили уровень предыдущего года и составили 946,5 млн. руб.

Претерпят изменения в 2010 году расходы как республиканского, так и местных бюджетов, в связи с разграничением полномочий с 1 января 2010 года.

На протяжении всего года вопросы поддержания занятости находились на одном из первых мест в системе антикризисных мер.

Политика занятости населения была направлена на стимулирование и создание рабочих мест; обеспечение экономики рабочими и специалистами требуемых профессий и квалификаций; повышение качества рабочей силы; содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В 2009 году в рамках реализации мероприятий федеральных и республиканских целевых программ создано 468 рабочих мест.

В рамках программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда РИ в 2009 году» профинансировано порядка 225 млн. руб., что позволило задействовать свыше 8 тыс. человек.

За отчетный период 1030 работникам, находящимся под риском увольнения, было оказано содействие в организации и проведении опережающего профессионального обучения; на общественные работы привлечено 3482 чел.; 859 выпускников профессиональных учебных заведений всех уровней направлено на стажировку; 2480 безработных граждан получили финансовую помощь в виде субсидии в рамках развития малого предпринимательства и самозанятости; оказана помощь в виде субсидии 400 гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства. На досрочную пенсию направлено 58 чел.

В рамках республиканской целевой программы «Содействие занятости населения Республики Ингушетия на 2009-2010 гг.» направлено на общественные работы 4520 человек; на временное трудоустройство - 3585 несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет и 809 выпускников в возрасте 18-20 лет; трудоустроено 372 человека, из числа граждан, испытывающих трудности в поисках работы; 112 человек в рамках организации самозанятости населения и 70 человек на постоянную работу. На профобучение направлено 2091 безработных. Профориентационные услуги оказаны более 35 тыс. гражданам.

Вместе с тем, несмотря на проводимые мероприятия ситуация на рынке труда республики остается сложной. Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу, увеличилась на 9 % и составила свыше 53,8 тыс. человек, из них признано безработными – около 50,8 тыс. человек, что на 8,4 тыс. человек превышает уровень предыдущего года. Уровень регистрируемой безработицы увеличился на 2,2 процентных пункта и составил 22,2 %. Уровень общей безработицы составил 52,4 % (2008 г. - 47,2 %).

Социальная политика

Последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания являются важнейшими задачами социальной политики государства.

В 2009 году денежные доходы на душу населения выросли на 14,6 % и составили 6410 руб., реальные денежные доходы увеличились на 4,1 % к аналогичному периоду 2008 года.

В целях совершенствования системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, введены новые отраслевые системы оплаты труда. В результате, средняя заработная плата одного работника выросла на 19,7 % по сравнению с 2008 годом и составила 11323,4 руб.

Приоритетное внимание в области государственной социальной политики уделяется мерам социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Проводится своевременное и полное обеспечение социальных выплат, пособий и компенсаций различным категориям граждан, оказывается материальная помощь малоимущим семьям и социально-незащищенным слоям населения и т.д. Особое внимание уделяется своевременным выплатам семьям с детьми.

В 2009 году произведены выплаты ежемесячного детского пособия на общую сумму 146,6 млн. руб., пособие по уходу за ребенком до полутора лет неработающим женщинам в размере 558,0 млн. руб. и единовременное пособие на рождение ребенка в размере 35,2 млн. руб. Оказана материальная помощь в размере 19 млн. руб.

Расширяется сеть учреждений социального обслуживания. В рамках ФЦП «Дети России» ведется строительство реабилитационного Центра для детей-инвалидов с ограниченными возможностями в г. Магас. В 2009 году на строительство объекта направлено за счет средств федерального и республиканского бюджетов 58,82 млн. руб. Из резервного фонда Президента РФ выделены средства на проведение капремонта социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в размере 4,4 млн. руб. и центра социального обслуживания населения в размере 3,4 млн. руб.

В сфере образования проводилась работа по совершенствованию образовательного процесса и укреплению материально-технической базы системы образования.

В целях стимулирования качественного учительского труда в образовательных учреждениях республики была введена новая система оплаты труда педагогических работников. В рамках реализации нацпроекта «Образование» на вознаграждение за классное руководство выплачено 80,2 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета 27,2 млн. рублей.

По направлению денежного поощрения лучших учителей - 66 педагогам республики по результатам конкурса выделено по 100 тыс. руб.

Кроме того, семь победителей конкурса «Поддержка талантливой молодежи» получили президентские гранты в размере 30 тыс. рублей каждый. К сети Интернет подключено 48 общеобразовательных школ.

Проведены подготовительные мероприятия для организации в республике дистанционного обучения детей с ограниченными физическими возможностями, обучающимися на дому.

В отчетном периоде велось строительство и проектирование школ: на 704 мест в г. Магас, на 540 мест в с. Аки-Юрт, на 540 мест в с. Алхасты, на 540 мест в с. Долаково, коррекционной школы-интернат на 450 мест в с. Нижние Ачалуки, капитальный ремонт средней школы в с. Аршты. Проводился капитальный ремонт 12 аварийных школ, объем финансирования по которым составил 68,23 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 66,8 млн. рублей.

Проводились мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждений профессионального образования. На реконструкцию учебного корпуса 3-я очередь ИнГУ в г. Назрань направлено 10,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 5,6 млн. руб., за счет прочих источников - 5,0 млн. руб. Также, профинансирован и освоен лимит 1,0 млн. рублей на строительство Профессионального училища №1 на 360 мест.

Во исполнение Постановления Правительства Республики Ингушетия от 19 мая 2009 г. №112 «О мерах по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2009 году» проведена работа по организации и проведению летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Из 54,2 тысяч школьников различными формами отдыха было охвачено более 25 тысяч детей (46% от общего количества школьников).

За отчетный период в здравоохранении республики осуществлен комплекс мер, направленных на создание эффективной системы управления, совершенствование качества оказываемой медицинской помощи, улучшение диагностической и материальной базы лечебных учреждений. Проводится техническое перевооружение учреждений здравоохранения, оснащение их современной диагностической аппаратурой, лабораторной, реанимационной техникой, УЗИ и ЭКГ аппаратами и другим медицинским оборудованием. Идет дооснащение самым современным оборудованием республиканской службы крови.

На реализацию 11 республиканских программ профинансировано 40,1 млн. рублей, что на 60 % больше чем в предыдущем году. В рамках реализации этих программ внедрены методы ранней диагностики ВИЧ-инфекции, закуплено медицинское оборудование для лечения больных туберкулезом, аппаратура для кабинета функциональной диагностики, медицинское оборудование для кардиологической и эндокринологической службы. В 2009 году впервые принята республиканская целевая программа «Оснащение государственных учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием» на 2009-2013 годы.

Из федерального бюджета на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям гражданам социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами республике на счет Минздрава Ингушетии поступило 183,1 млн. руб. Заключены государственные контракты на все выделенные средства.

Успешно реализуются основные направления ПНП «Здоровье». По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний» выплачено медицинским работникам первичного звена системы здравоохранения 53,64 млн. руб. На высокотехнологичную помощь направлено 1197 человек, данный вид помощи получили 941 человек.

В соответствии с утвержденным планом профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 67 врачей. В рамках мероприятий дополнительной диспансеризации обследовано 6164 человек, проведен 100% охват работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Выполнен план поставки в республику антивирусных препаратов. План на ВИЧ обследование также выполнен на 100%.

По направлению «Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» профинансировано 87,79 млн. руб., что на 3,1% больше уровня прошлого года.

В целях снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, улучшения медицинской помощи женщинам в период беременности и диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни, проведены мероприятия по реализации программы грудного вскармливания в учреждениях родовспоможения, аттестации Центра охраны материнства и детства, в родовспомогательных учреждениях внедрены новые технологии эффективной консервативной терапии.

В результате, число родившихся по сравнению с аналогичным периодом увеличилось на 4,2 %, материнская смертность снизилась на 32 % (один случай).

Однако, низкий уровень материально-технической базы детских учреждений здравоохранения, недостаточный уровень подготовки и обеспеченности педиатрическими кадрами формирует высокий показатель младенческой смертности 15,5 промилле на 1000 родившихся (в 2008 г. - 15,2).

Учитывая большую социальную значимость физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, в республике уделяется особое внимание массовости вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом.

В этом направлении в общеобразовательных школах открыты 17 дополнительных спортивных секций по разным видам спорта, введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с. Экажево, завершается строительство специализированного зала бокса в г. Назрань.

Кроме того, было организовано и проведено более 120 спортивно-массовых мероприятий международного, всероссийского, республиканского, районного и городского уровней, в которых приняло участие 7001 человек, 131 из которых стали призерами.

Разработана и утверждена республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Ингушетия на 2009-2015 годы», которая предусматривает выделение в течение 7 лет свыше 1 млрд. рублей на развитие физической культуры и спорта.

Основной целью государственной политики в сфере культуры является сохранение и развитие культурного наследия народа республики. В целях пропаганды ингушской национальной культуры и создания пространства для культурного обмена с другими народами, проводилась работа по участию творческих коллективов республики в престижных культурных форумах и осуществлению концертно-гастрольной деятельности за пределами республики. В соответствии с решением Координационного Совета по культуре и искусству Ассоциации «Северный Кавказ» проведен фестиваль мастеров искусств Южного Федерального округа «Мир Кавказа».

В рамках улучшения материально-технической базы объектов культуры за счет средств республиканского бюджета проведена реконструкция музея изобразительных искусств. На эти цели из бюджета республики выделено 19 млн.руб., в том числе в 2009 г. – 13 млн. руб.

Кроме того, в рамках ФЦП «Культура России» профинансировано 7,5 млн. руб., в т.ч. на проведение ремонтно-восстановительных работ на боевых башнях сс. Таргим, Озиг, Лейми, святилище «Итаз-Ерды»- 4 млн. руб.

В рамках РЦП «Сохранение и развитие Джейрахско-Ассинского историко-культурного и природного музея-заповедника» объем инвестиций составил 7,3 млн. руб., в т.ч. на создание на базе архитектурного комплекса Эгикал этнографического музея традиционного быта ингушей периода средневековья – 4 млн. руб., проведение исследовательской работы по храму Тхаба-Ерды - 1,2 млн. руб. и др.

Важным направлением деятельности Правительства республики остаются межнациональные отношения и, в первую очередь, это решение проблемы обустройства вынужденных переселенцев из РСО-А.

Составлены и отслеживаются графики посещения министерствами и ведомствами республики населенных пунктов Пригородного района и г. Владикавказ. Периодически оказывается консультативная помощь данной категории лиц по всем интересующим вопросам, в т.ч. по вопросу оказания государственной поддержки, улучшения жилищных условий и получения жилищных сертификатов.

Основные аспекты в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций, подготовку органов управления, населения к действиям ЧС, дальнейшее создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

В рамках реализации этих направлений подготовлен План основных мероприятий республики по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2009 год. Разработаны паспорта безопасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории республики, паспорт безопасности Республики Ингушетия и паспорта безопасности городов и районов.

Отдельно хотелось бы отметить проводимую работу по оказанию помощи молодым семьям в получении жилья. Так, республиканская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Ингушетия (2003-2010 годы)», входящая в состав ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, не финансировалась с 2007 года в связи с несоответствием нормативной базы в Республике Ингушетия.

Для устранения данного несоответствия Постановлением Правительства республики принята РЦП «Развитие ипотечного кредитования для молодых семей в Республике Ингушетия на 2009-2011 годы», которая позволила Ингушетии принять участие в конкурсном отборе, проводимом Минрегионом России и привлечь средства федерального бюджета в размере 17,1 млн. рублей, из республиканского бюджета выделено 20 млн. рублей. Эти средства предоставлены 82 семьям в форме субсидий на оказание помощи в приобретении жилья.

В связи с годовщиной депортации ингушского народа в Среднюю Азию и Казахстан, 240-летием добровольного единения Ингушетии и России и 65-летием Победы в ВОВ Госархивом Ингушетии проведена работа по выявлению и копированию в архивах РФ исторических документов, подготовке и изданию научных и научно-популярных работ. В частности начата работа над проектом по созданию компьютерной базы данных «Ингуши в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Кроме того, начата работа с Центром документации Саксонского мемориала в память жертвам политического террора по установлению сведений о судьбах военнопленных ингушей в годы ВОВ. В настоящее время выявлено 50 человек, материалы по ним начали публиковаться.

Считаю, что в целом итоги 2009 года, кризисного как для мировой и отечественной экономик для Ингушетии можно считать положительными. Финансово-экономическая нестабильность не спровоцировала нестабильность общества, не привела к драматическим поворотам. И, конечно же, особая роль в этом принадлежит депутатскому корпусу. Оперативная и точная корректировка бюджета 2009 года – ключевой показатель нашей солидарной ответственности перед республикой. Я хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за то, что конструктивное сотрудничество, уважение к позициям друг друга по-прежнему определяют содержание диалога ветвей власти в республике.

Решению задач развития Республики Ингушетия должна быть подчинена деятельность всех ветвей власти во всех отраслях экономики, промышленности, коммунального хозяйства, во всех сферах жизни республики. Нам предстоит большая совместная работа по улучшению уровня жизни населения и социально-экономического развития Ингушетии. Для этого у нас есть все: материальные ресурсы, которыми наделило нас государство; население республики, готовое на эффективный труд на благо своих семей и коллективов; опыт совместной плодотворной работы всех ветвей власти и населения; политическая воля и желание исполнительной и законодательной ветвей власти.

Спасибо за внимание.

г.Магас

30 июня 2010 года