Республика Ингушетия: «Уважать и умножать свой опыт»
26.01.2008
Недавняя встреча в Кремле Президента Республики Ингушетия М.М.Зязикова с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным имела большой политический резонанс. Она показала внимательное и уважительное отношение главы российского государства к республике, ее руководству, дала новый стимул к проведению региональной политики на Северном Кавказе. Один из основных приоритетов последней - социально-гуманитарное направление. Без должной и эффективной работы здесь невозможно достичь высокого уровня государственной и общественной безопасности, признания и поддержки спасти со стороны граждан.
Вне всякого сомнения, как об этом принципиально говорил В.В.Путин, оценивать состояние дел в субъектах, личный вклад каждого из его лидеров следует по многим критериям, ни социальное благополучие и гуманитарная перспективность должны быть в числе первых. В каждом регионе с этих позиций накоплен свой опыт, существует, исхода из внутренних проблем и ресурсов, собственный взгляд на вещи. Есть такой подход и у республики Ингушетия. Будучи одним из самых молодых субъектов России, она за 15 лет существования прошла нелегкий путь политического и экономического становления, создания властных структур, своей законодательной базы, утверждения атмосферы межнационального и межконфессионального согласия. Особая заслуга команды президента М.М.Зязикова - установление конструктивных отношений с федеральным центром, приведение местного законодательства в полное соответствий с Конституцией и законами России, разработка Национальным Собранием Ингушетии ряда интересных законодательных инициатив общегосударственного уровня. За последние годы заложены основы социальной политики. Именно в этой сфере были самые серьезные проблемы. Республика может гордиться результатами в области строительства, здравоохранения, народного образования и культуры. Появились позитивные тенденции, которые надо усиливать и поддерживать. Совершенно очевидно, что экономическое развитие требует инновационного подхода, поиска новых инвестиционных резервов, освоения принципов государственно-частного партнерства и других мер, ориентированных на оптимизацию производственного цикла, создание дополнительных рабочих мест, подготовку высококвалифицированных специалистов, особенно из молодежной среды.
Конечно, значительная нагрузка ложится на внутренние источники. Но также очевидно, что помощь федерального центра этой северокавказской республике должна быть более системной и постоянной. Возможно, имеет смысл создание специальной программы, финансирование которой предусматривалось бы из федерального бюджета с участием местных ресурсов. Об этом стоит подумать представителям исполнительной власти и ЮФО. Другого экономического и политического подхода как основанного на принципах сотрудничества Москвы и Магаса не может быть. Это, во-первых, отвечает задачам региональной политики Российской Федерации, а во-вторых, показывает выполнение нашей страной серьезных международных обязательств в области защиты прав человека и прав народов. Об этой стороне надо сказать особо, поскольку 10 декабря 2008 года исполнится 60 лет Всеобщей декларации прав человека - важнейшему правозащитному документу, который отражен в Конституции России и Конституции Ингушетии.
Все члены ООН готовятся встретить эту дату конкретными делами. Российская Федерация как активный участник мирового гуманитарного сообщества внесла в реализацию Декларации 1948 г., иных международных актов, обеспечивающих - права и свободы личности, существенный вклад. Одни из заметных примеров - решение проблемы переметенных лиц, беженцев в ряде регионов Северного Кавказа, в том числе и Ингушетии. Еще недавно ситуация в Республики Ингушетия была перенапряженная, критическая. Люди из Чеченской Республики, Северной Осетии, других регионов нуждались в элементарном. Власть в Ингушетии при помощи федеральных структур смогла стабилизировать ситуацию. Этот факт подучил высокие международные оценки. Во многих международных организациях в Нью-Йорке, Брюсселе, Страсбурге, Амстердаме, Вене заговорили об «Ингушской гуманитарной модели» решения сложных правозащитных вопросов.
Сегодня экономический рост в Ингушетии, заметные достижения в социальной сфере позволили резко сократить помощь региону по линии международных организаций (ООН, ПРООН, Детский фонд, МККК и др.). Но опыт, приобретенный субъектом, в том числе управленческий, по координации и т.д., не пропадет. Он стал предметом изучения во многих зарубежных странах н международных организациях.
Другим современным вкладам России и Ингушетии, иных субъектов РФ в правоприменительную практику гуманитарной направленности станет реализация приоритетных проектов. В решении проблем здравоохранения, науки, жилья, сельского хозяйства и других отраслей народнохозяйственного комплекса заинтересованы все: власть, общество, политическая элита, бизнес. На этом пути происходит консолидация партнерства государства и населения, укрепляется атмосфера доверия к власти и повышается ее ответственность. Работа, которая проходит под непосредственным контролем главы государства и обеспечивается компетентно первым вице-премьером Правительства РФ Д.А. Медведевым, дает первые позитивные результаты. Отрадно, что Республика Ингушетия активно интегрирована в этот процесс и добивается защитных успехов. И об этом тоже говорилось в Кремле на встрече М.М.Зязикова с В.В.Путиным. Вне всякого сомнения, национальные проекты и их осуществление - добротный аргумент в пользу становления демократической и социально-ориентированной России.
Этот курс будет продолжен и новым Президентом Российской Федерации, одним из кандидатов на пост которого выступает опытный Д.А.Медведев. Жители Ингушетии это хорошо понимают.
Для сегодняшнего этапа развития Ингушетии важны не только материальные ресурсы, продуманная экономическая и социальная политика. Не менее значимо внутреннее единство, духовное согласие между людьми, уверенность в своих силах.
Без этого содержательного субъективного фактора трудно добиться авторитета нации в России и за ее пределами: Консолидация народа, придание ему уверенности в своих силах, строительство настоящего гражданского общества - принципиальные задачи для руководства Ингушетии, представителей всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. От ее решения зависит способность Ингушетии противостоять информационным, идеологическим атакам, которые идут из-за рубежа, имеют антироссийскую направленность. Пример тому - недавнее сборище Сепаратистских сил Северного Кавказа в Вашингтоне, планы Госдепартамента США о выделении соответствующих средств на «демократизацию общества в Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии, других республик. Что скрывается за этой деятельностью, что из себя представляет демократия по-американски, мир хорошо знает. Раньше это был Вьетнам, теперь - Ирак, Иран, Сербия, другие регионы, которые хотят жить своим умом. И международное право защищает их суверенитет и права.
Накаляя обстановку в стратегически важном районе Северного Кавказа, США, их партнеры по НАТО, другим евроатлантическим блокам преследуют цель разыграть «национальную» карту, вбить клин в отношения дружбы и исторической взаимопомощи с русским народом, втянуть слабых и безвольных политиков, их группировки в свою русофобскую политику.
Ингушский народ знает цену таким планам имеет право на исторический выбор, и он его сделал. Это путь совместной жизни в многонациональной России. Мы живем в общем доме. Там есть свои успехи, достижения и, конечно, проблемы. Мы были бы глухими и незрячими, если бы их не замечали. Но одно дело констатировать трудности и сложности, другое - идти по пути их решения. Руководство России и Ингушетии принимает не демократию пустых обещаний, а демократию дел, поступков, главное в которых забота о стране и ее людях. Такой власти надо верить и помогать.
В.Н.Лихачев, заместитель председателя Комитета Совета Федерация по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный посол, Доктор юридических наук, профессор.