Меню

Официальный сайт

Всадник во главе

23.03.2006

Скачки во всем мире пользуются любовью как простых смертных, так и жителей политических и бизнес олимпов. Кроме того, ипподром как место VIP-тусовки может прекрасно заменить блестящий паркет и банкетный стол. А мода иметь собственных скакунов — одна из самых стабильных. О том, кто из представителей южной политической и бизнес элиты пал жертвами лошадиной страсти — в материале «ЮР».

Свой ипподром

Во всех регионах ЮФО есть ипподромы, в некоторых даже не один. Но республиканское значение ипподромы имеют только в Пятигорске, Ростове-на-Дону, Нальчике и Краснодаре. Такой статус означает самый высокий уровень участников скачек, крупные призы и повышенное внимание конно-спортивного мира.

Регулярнее и чаще других посещает скачки губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Правда, по информации «ЮР», не из любви к азарту, а из чувства долга. Иметь республиканский ипподром престижно, но это означает и определенную ответственность. Своими визитами губернатор резко увеличивает популярность скачек в области.

Благодаря ответственности Чуба, несколько лет назад агрохолдинг «Юг Руси» приобрел чахнущий Ростовский ипподром, а также три донских конезавода в придачу. Все лошадиное хозяйство досталось агрохолдингу, как говорится, «за шапку сухарей», но с социальной нагрузкой: построить на левом берегу Дона конно-спортивный комплекс. В этом году Владимир Чуб резко критиковал президента «Юга Руси» (а ныне — сенатора от Ростовской области) Сергея Кислова за медленные темпы строительства. Сюда же, на левый берег, после завершения строительства планируется перенести ростовский ипподром.

Гораздо реже, примерно раз в год, наведывается на скромный ипподром местного значения «Сады Придонья» (Городищенский район, Волгоградская область) губернатор Николай Максюта, которым тоже движет чувство долга и желание поощрять развитие конного хозяйства в области. Долг помогает исполнять «вторая половина» главы — Лидия Андреевна. Супруги даже иногда по мелочи играют на тотализаторе. Господин Максюта также немного помогает «Садам Придонья» — за счет дорожного фонда была заасфальтирована дорога на ипподром.

Гораздо чаще, чем ему хотелось бы, посещает Пятигорский ипподром губернатор Ставрополья Александр Черногоров. К скачкам он равнодушен, но, так как Пятигорский считается вторым по значимости (после московского Центрального) ипподромом России, сюда часто приезжают крупные фигуры, которых губернатор должен сопровождать из политкорректности. Например, как можно не составить компанию президенту Федерации конного спорта России Геннадию Селезневу?

Губернатор Кубани Александр Ткачев бывает на Краснодарском ипподроме только во время всевозможных мероприятий, например, праздника урожая. Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков посетить скачки в республике пока не успел: возглавил регион, когда скаковой сезон уже закончился. Но господин Каноков уже побывал на Нальчикском ипподроме с рабочим визитом и обещал не упускать его из виду.

Поближе к Путину

Многие главы южных регионов, игнорируя местные скачки, посещают чужие ипподромы. Но только по таким значительным поводам, которые заслуживают внимания самого президента России или уважаемых зарубежных гостей и собирают VIP-тусовку.

Для кубанского губернатора Александра Ткачева ипподромная массовка стала в 2004 году звездным часом. В том году в Москве впервые проводились скачки на Приз президента России. Гостями Владимира Путина тогда были президенты Украины Леонид Кучма, Армении — Роберт Кочарян, Казахстана — Нурсултан Назарбаев, Азербайджана — Ильхам Алиев.

Главы всех субъектов России, в том числе и южных, попытались проникнуть на высокое действо. В первый ряд к Владимиру Путину тогда пробились Мурат Зязиков и Александр Ткачев. Кубанский губернатор и стал героем дня. Все президенты стран СНГ привезли своих жеребцов, а фаворитом считался Грантленд Нурсултана Назарбаева. Но первым к финишу пришел все-таки жеребец Акбаш конного завода «Восход» Новокубанского района Краснодарского края. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев бросился обнимать взмыленного жокея, а потом отдельно благодарил Александра Ткачева за эту победу. В Москве в тот день не было человека счастливее главы Краснодарского края.

Второй раз Приз президента России разыгрывался в прошлом году в Казани на праздновании тысячелетия этого города. Александру Ткачеву не удалось повторить своего триумфа, так как Акбаш пришел третьим. Зато удача улыбнулась донскому губернатору Владимиру Чубу: второе место (после жеребца из Татарстана) занял скакун Мумий-Тролль конного завода «Донской». Тогда еще вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров на ипподроме оправдал свою репутацию «темной лошадки». Он не поклонник скачек, но, по некоторым данным, специально к казанскому юбилею обзавелся жеребцом по имени Дилер, который пришел пятым. И заработал для своего хозяина 250 тысяч рублей.

Дареному коню…

Во всем мире модно дарить племенных лошадей. В ЮФО этой страстью особо знаменит президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Он говорит, что «не помнит, сколько сам подарил и сколько раз был одарен четвероногим другом». В 2002 году в ходе предвыборной кампании президента Калмыкии чистокровный ахалтекинский скакун был приподнесен тогдашнему полпреду в ЮФО Виктору Казанцеву — вручение вылилось в красочное и шумное действо. Ахалтекинца получил от Кирсана Илюмжинова и председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Этим двоим «лошадиный» подарок пришелся ко двору.

А вот подаренный Александру Починку гнедой жеребец буденовской породы по имени Гамбит так и остался в Калмыкии — нынешний замполпреда (тогда руководитель налоговой службы РФ) лошадьми не увлекается и конюшни для их содержания не имеет. Калмыцкая лошадка, преподнесенная в прошлом году Кирсаном Илюмжиновым Владимиру Путину, тоже стала телевизионным даром: переехать в Москву с президентом ей было не суждено.

На ипподромах республиканского значения регулярно собираются представители местной политической и бизнес элиты. Сильнее всего «конная страсть» поразила верхушку кабардино-балкарского общества. Министр по курортам и туризму КБР Руслан Фиров является одним из первых частных коновладельцев в республике, сейчас у него шесть лошадей. Это увлечение началось почти 30 лет назад, когда ему подарили жеребенка. В 1995 году он уже на свои деньги приобрел жеребенка английской породы, который через два года произвел фурор, выиграв Всероссийское дерби. Этого скакуна у неискушенного в бизнесе господина Фирова тут же выкупили за $50 тысяч, хотя реальная его цена была в несколько раз выше.

Есть свои лошади и у министра внутренних дел КБР Хачима Шогенова, который по совместительству является президентом республиканской федерации конного спорта. Разведением лошадей занимается и сын министра — Олег.

Регулярно нальчикский ипподром посещают премьер-министр и председатель парламента республики Геннадий Губин и Ильяс Бечелов. Они помогают ипподрому находить частных спонсоров и получать бюджетную помощь.

Самый известный ипподром в ЮФО — Пятигорский — представители ни краевой, ни городской власти вниманием не балуют. Зато у него есть пара поклонников федерального уровня: замминистра сельского хозяйства РФ Владимир Каишев (сам уроженец Ставропольского края) и экс-мэр Пятигорска, ныне глава комитета Госдумы по бюджету и финансам Юрий Васильев.

"Южный репортер" от 23 марта 2006 г.