СИТУАЦИЯ В ИНГУШЕТИИ. О ситуации в Ингушетии рассуждает Чрезвычайный Посол РФ,доктор юридических наук, член Совета Федерации РФ от Республики Ингушетия В. Н. Лихачев
31.03.2005
К сегодняшнему дню накопилось большое количество и политических деклараций, и нормативного материала, который позволяет, по крайней мере, сделать первый шаг вперед для разрешения двух наиболее важных, с моей точки зрения, вопросов - это проблема возвращения беженцев ингушской национальности, граждан Республики Северная Осетия - Алания, и установления административной границы как с Чеченской Республикой, так и с Северной Осетией - Аланией.
Эти проблемы действительно будоражат ингушское общество, они были актуальны, когда был предыдущий президент, они очень остры, особенно на фоне чеченских событий. Я бы еще добавил сюда другой фактор - Ингушетия имеет границу с Грузией. Вот принимая во внимание все эти факты, я должен подчеркнуть одну вещь - она, может быть, не очень удобно прозвучит для федеральной власти. В июне 2002 года президент Путин дал достаточно жесткое указание и федеральной исполнительной власти, и двум президентам решить проблемы ликвидации последствий чечено-ингушских отношений, с одной стороны, и, с другой стороны, осетино-ингушского конфликта 1992 года, в жесткой форме. В октябре того же года два президента - Дзасохов и Зязиков - подписали очень хороший договор о дружбе, о сотрудничестве, там совершенно правильные формулы, ориентиры, политические цели были обозначены. Началась работа и на уровне высшей власти, и на уровне местной власти - парламентарии, старейшины.
Но к сегодняшнему дню ряд проблем остаются открытыми. Около 19 тысяч беженцев осетинских, большое количество вопросов, связанных с отсутствием границы, и та стадия ожидания, в которой долгое время, в течение 13 лет, пребывала федеральная власть (по действующему российскому законодательству именно она должна была провести эти административные границы с учетом всех обстоятельств).
Границу можно провести, а тем более что к 1 марта 2005 года надо было сделать нарезку органов местного самоуправления. И Ингушетия просто юридически это не смогла сделать, почему этот процесс и возник, и вышла общественность на улицы, прошли достаточно бурные заседания Народного Собрания. К слову сказать, Народное Собрание и президент республики заняли совершенно правильную, легитимную точку зрения: эта проблема существует, но ее надо решать на основе федерального законодательства. Проблема может быть в отношении Пригородного района, поскольку это святое историческое место для ингушей, там находятся могилы их предков. После того как распалась в 30-е годы прошлого века Горская республика, был период, когда Владикавказ одновременно был столицей и Северной Осетии, и Ингушетии. У людей очень крепкая память.
Что касается социально-экономической ситуации в республике, то здесь тоже происходят очевидные перемены к лучшему. И за эти три года президентства Мурата Зязикова в республике действительно были сделаны позитивные шаги. Он принял эту территорию, когда на ней находилось 200 тысяч беженцев и с той, и с другой стороны. Была территория, с которой массово русские уходили. Сегодня русские возвращаются. Очень важно подчеркнуть, что заработала экономика, очень трудно, сложно, с помощью федерального центра, но тем не менее пошли рабочие места, за прошлый год - пять тысяч рабочих мест.
Я уверен в одном: решение проблем Ингушетии должно опираться на принцип комплексный. Одними разговорами на экономическую тему ситуацию не исправишь. Действительно, за прошлый год в республике было создано пять тысяч рабочих мест, это очень хороший показатель. Началась добыча нефти, увеличены ее масштабы. Началось строительство достаточно активное. Люди этого не могут не видеть. Несколько лет назад была создана программа "Юг России", но, оказывается, по многим пунктам она просто невыполнима: не хватает финансирования, не хватает интеллектуального ресурса. И сегодня мы говорим о том, что крайне необходимо создать некий социально-экономический паспорт каждого субъекта, в частности ЮФО, в качестве такой площадки для поиска решений.
Я бы к этому еще присовокупил другую мысль. Наверное, сегодня нужен самый серьезный государственно-правовой мониторинг. Вот мы говорим о территориальной проблеме. В Российской Федерации насчитывается где-то 34 случая, когда субъекты имеют претензии друг к другу по территории. Надо посмотреть внимательно, как реализуется федеральное законодательство, тот же 122-й закон. В Совете Федерации впервые за все время существования представительной власти в России мы в прошлом году подготовили доклад о выполнении федерального законодательства. Установили огромное количество пробелов, установили самый серьезный факт - отсутствие финансирования при реализации тех или иных нормативных актов. Это федеральные органы. А что говорить на местах? Проблем очень много.

