Дорога покажется короче
02.11.2004
В Ингушетии знают, что нужно автомобилисту для счастья
Дороги Ингушетии — одно из тех достижений, которым по праву может гордиться республика. Ровное и чистое, без единого изъяна асфальто-бетонное покрытие проходит по самым труднодоступным местам, тянется серпантином среди гор. Трудно поверить в то, что еще каких-то одиннадцать лет назад дорог в нормальном состоянии в этой республике практически не было.
После образования Ингушетии выяснилось, что на территории республики осталось всего немногим более пятисот километров автодорог, и те находились в крайне плохом состоянии. Оставляла желать лучшего и техническая база дорожного хозяйства. Словом, прошедшие годы стали непростыми для дорожников Ингушетии, как и для республики в целом. Сегодня всем дорожным хозяйством заведует государственное управление автомобильных дорог Республики Ингушетия «Ингушавтодор». А возглавляет его Казбулат Горчханов.
Паутинки дорог
Красоту гор описать словами невозможно. Нельзя выразить словами трепет, который охватывает человека, оказавшегося вдруг среди могучих, вздыбленных до облаков утесов. Только тут и можно соразмерить свое «я» с огромным миром, который нависает над человеком всей своей первозданной неукротимой мощью. Красивейшие ущелья Ингушетии давно освоены людьми. Сначала от селения к селению возникали узенькие тропы, постепенно они превращались в дороги.
Дорога должна быть надежной, и в горах это особенно важно. Но построить прочный, долговечный путь на высотах более километра, в сложном рельефе, на участках с повышенной опасностью камнепадов и селей, размывов и снежных сходов — задача наисложнейшая.
Вопреки стихии
Два года назад ощутимый урон дорожному хозяйству республики нанесло наводнение. Вода была такой силы, что не устояли не только дороги — рушились и проваливались мосты. Парализованной оказалась большая часть транспортной сети Ингушетии.
Всего во время наводнения было разрушено девяносто четыре километра автодорог, семнадцать мостов сметено. В тот момент и стало ясно, что техники не просто недостаточно, ее фактически нет. В Джейрахском районе, пострадавшем от стихии более всего, вовсе некому было заняться восстановлением транспортного сообщения. Общий ущерб дорожной сети республики превысил триста миллионов рублей.
В ликвидации последствий наводнения активное участие принял президент Республики Ингушетия Мурат Зязиков. По его указанию была закуплена новая техника, а также создано новое Джейрахское дорожностроительное управление. Теперь это хорошо оснащенное предприятие, сотрудники которого способны моментально отреагировать на любые удары стихии.
— Стихия выявила как сильные, так и слабые стороны деятельности предприятия, — рассказывает Казбулат Горчханов. - В «минус» попала техническая оснащенность, среди «плюсов», прежде всего, люди: поражают их стойкость, мужество, трудолюбие. В те дни все работали, не считаясь с перегрузками, временем и риском для жизни. Высокую оценку этому подвигу дал тогда президент Ингушетии Мурат Зязиков, сказавший: «Они вели себя мужественно и профессионально, я видел их работу и в борьбе со стихией, и в нормальных условиях, и мне не в чем их упрекнуть: это люди чести и долга». К такой оценке трудно что-то добавить.
Всех специалистов, находившихся вне зоны бедствия, наше управление «Ингушавтодор» в первые же дни направило в пострадавшие районы. Не дожидаясь прекращения ливней, мы начали спасательные и аварийно-восстановительные работы. На второй день был открыт временный проезд к селу Армхи, где находится лечебно-оздоровительный комплекс «Армхи». Мы прекрасно понимали, что доступ к отрезанным населенным пунктам возможен только после восстановления автодорог, и потому трудились круглосуточно.
И чудо, сделанное человеческими руками, произошло: всего за один месяц был восстановлен проезд на большей части дорог, а к концу года проезд стал доступен.
Горные артерии
— Сегодня дороги наши не хуже, чем в соседних субъектах Федерации,— продолжает Казбулат Хасанович. — Но в горах дорога имеет совсем другую ценность, чем на равнине: она жизненно важная артерия. Поэтому дорожные проблемы для руководства республики - всегда в центре внимания. За последние два года мы практически полностью обновили парк дорожных машин и механизмов, грузового транспорта, приобрели большое количество современных, более мощных и производительных дорожных машин: много закуплено бульдозеров, автогрейдеров, автокранов, самосвалов и экскаваторов. Но главный результат нашей работы в том, что все населенные пункты, где проживает более тысячи человек, имеют автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования Республики Ингушетия.
Проанализировав все ошибки, руководство «Ингушавтодора» занялось совершенствованием работы дорожных хозяйств. Реорганизация затронула центральную строительную лабораторию, геодезическую службу, проектную группу. Была организована мобильная группа рабочих и специалистов, готовая в любой момент выйти на проблемный участок, ликвидировать чрезвычайные ситуации на дорогах.
Заметно изменилось качество дорог, слава о которых шагнула далеко за пределы Ингушетии. В настоящее время на балансе «Ингушавтодора» — около тысячи километров автомобильных дорог, большая часть из них — с твердым покрытием. Также 74 моста общей длиной 1728 метров. В республике не осталось ни одного населенного пункта, который не имел бы транспортного сообщения. Продолжается работа по приведению в хорошее состояние сельских автомобильных дорог.
Есть здесь и самая современная компьютерная техника. Сотрудники владеют передовыми методиками и технологиями, могут выполнять и выполняют комплексные работы. Но в последний год, особенно после разгула стихии, резко повысилась потребность в проектно-сметной документации для восстановления и ремонта дорог и мостов. Нужно работать быстро, напряженно, не забывая о качестве, проектов. Ошибки, конечно, случаются, особенно в расчете сметы. Но молодой коллектив быстро набирает опыт, и с каждым годом качество проектов растет, об этом говорят не только дорожники республики, но и контролирующие, их работу инстанции.
— Эту службу мы будем укреплять, — сказал Казбулат Горчханов, — хотя бы потому, что сторонние проектировщики не раз подводили нас по срокам, да и по качеству работы. Дорога начинается с проекта, а хорошее начало — половина дела.
В лучшую сторону изменилась техническая оснащенность предприятия. Практически полностью обновлен парк дородных машин и механизмов, грузового транспорта. Закуплена самая разнообразная дорожная техника, в том числе тяжелая — бульдозеры, автогрейдеры, большегрузный кран на 50 тонн. При проведении строительных и ремонтных работ теперь применяются только новые материалы и технологии.
Сегодня в Ингушетии создан ряд новых государственных унитарных предприятий, специализирующихся на обслуживании дорог. Появились специализированные предприятия, которые на конкурсной основе участвуют в развитии и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства: ООО «Дорога», 000 «Трансасфальт», ОАО «Стройсервис», 000 «Строймонтажсервис» и другие.
Ритмично работает асфальтобетонный завод, мастер Хаматхат Мериев добился выпуска асфальта высокого качества, обеспечивая все участки ремонтных работ. Постепенно повысились заработки у рабочих, инженерно-технического состава, на предприятии, обеспечено бесплатное питание для рабочих бригад, а всем сотрудникам оказывается помощь в приобретении сельхозпродукции.
Труженики дорог
Исправлять чужие да и свои ошибки всегда трудно, а уж выправлять дорогу в горах, где скалы и камни, водопады и лавины— дело не для слабых. Потому, наверное, в дорожном строительстве Ингушетии работают только решительные и рискованные люди, легкие на подъем, готовые к любым испытаниям, вкладывающие в дорожное строительство все свои силы.
Хорошие дороги могут делать только хорошие люди. По словам Казбулата Хасановича, жители Ингушетии давно притерпелись ко всяким невзгодам, живут надеждами на лучшее, работают с душой и на совесть. Мастер Муса Ганижев, к примеру, двадцать лет связан с дорожным строительством. В любую погоду он со своими рабочими находится на участке. Без выходных и зимой, и летом работают механизаторы Виктор Кулинушкин и Багаутдин Тутаев, асфальтировщики Рамзан Аспиев и Мурат Гайтов, Асет Марзиева и Багаутдин Дидигов.
Главный инженер предприятия Магомет-Башир Кузиков — выпускник столичного МАДИ — человек самостоятельный и дотошный во всех делах, ему не нужно подсказывать, что и как делать, особенно строг он в соблюдении технологической дисциплины. Для него превыше всего качество дорожного строительства. Здесь он не отступит ни на шаг, контролируя весь процесс от заготовки и качества материалов до сдачи объекта строительства.
Пока претензий у водителей к дорожникам нет, нет и дорожно-транспортных происшествий по их вине, потому что не только корысть и расчет, но и чувство долга, воспитанная с детства ответственность за дело и стремление делать его на совесть движет и самим Горчхановым, и его подчиненными.
Путь к очагу
— Я хотел бы поздравить всех сотрудников федерального дорожного агентства, — заканчивает наш разговор Казбулат Хасанович, — весь многотысячный отряд дорожников «Ингушавтодора»: рабочих, инженерно-технический персонал, управленцев — с профессиональным праздником -Днем работников дорожного хозяйства, который отметила на днях Россия. Верю и надеюсь, что дороги, которые связывают жителей Ингушетии между собой и нашу республику с соседями, со временем станут самыми лучшими.
Специалисты «Ингушавтодора» утверждают, что теперь им по плечу любые задачи, а значит, будут строиться новые дороги и мосты, ремонтироваться старые, увеличиваться протяженность маршрутов движения пассажирского транспорта. И хотя в зиму особенно не займешься строительными и ремонтными работами, дорожники не сидят без дела. Они внимательно следят за содержанием дорог, особенно горных, убирают снежные завалы и наледи. А жители Кавказ» благодарны, они всегда скажут спасибо за добрый путь, ведущий к домашнему очагу...
Е.Иванцова, «Российская газета», 02.11.2004 г., №242 (3619)