Меню

Официальный сайт

Сессия ПАСЕ началась со скандала

05.10.2004

В Страсбурге открылась Парламентская ассамблея Совета Европы. Эта организация немало критиковала российские власти за Чечню, и уже ясно, что на нынешней сессии критики тоже будет достаточно.

В Москве звучат предложения не драматизировать обстановку. В частности, как выражались представители Совета Федерации, идет нормальная европейская дискуссия, Евросоюз критикует нас, а мы – их, например, за педофилию в Бельгии и за развитие каннибализма в Германии. Судя по всему, сенаторы имеют в виду процесс в германском суде по делу о ритуальном людоедстве. Из Страсбруга - репортаж корреспондента НТВ Вадима Глускера.

Давно уже сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы не начиналась так скандально. Не успели еще утвердить даже предварительную повестку дня, а в кулуарах уже поползли слухи о некоем демарше грузинской стороны, которая настаивает на проведении немедленных дебатов по вопросу российско-грузинских отношений, смысл которых в одном – негоже большой и сильной России обижать такую маленькую и слабую Грузию. Причем идея дебатов не была даже никак связана с выборами в Абхазии. Просто в Страсбурге решили подискутировать о Грузии.

Питер Шидер, председатель ПАСЕ: «Я знаю, что госпожа Бурджанадзе собирается специально приехать в Страсбург. И я предлагаю в этой связи российской стороне прислать сюда спикера Госдумы или Совета Федерации для того, ну, чтобы уравновесить, если хотите, дебаты».

Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам: «Понятно, что приезд госпожи Бурджанадзе сюда – это хорошая домашняя заготовка, понятно, что ни у Грызлова, ни у Миронова, скорее всего, не будет возможности, принимая во внимание плотный парламентский график, здесь появиться».

Дебаты по Грузии запланированы на четверг. Тогда же европейские парламентарии будут обсуждать права человека в Чечне. Доклад, подготовленный политической комиссией Ассамблеи и лично «большим другом» Российской Федерации Рудольфом Биндихом, начинается с семи слов: «Ситуация с правами человека в Чечне катастрофическая».

Единственная позитивная тенденция или своеобразная ложка меда в бочке дегтя – это ситуация с чеченскими беженцами в Ингушетии.

Мурат Зязиков, президент Ингушетии: «Принцип возвращения, он был, есть и будет исключительно на добровольной основе. То есть возвращаются только те, кто хочет вернуться. Для тех, у кого созданы условия. Это основополагающий принцип, и мы ему следуем неукоснительно».

Ну, и, наконец, главное событие нынешней сессии – это экстренные дебаты по терроризму, на которых настояла российская сторона после событий в Беслане. Россия предлагает раз и навсегда определить понятие «терроризм». Ведь существует более четырехсот трактовок в международном праве. Это даст возможность избежать политической составляющей в запросах на экстрадицию организаторов терактов. А, кроме того, Россия будет настаивать на принятии положения, при котором единый европейский ордер на арест будет действовать не только в пределах «Европы – 25-ти», а всех стран Совета Европы.

Константин Косачев, руководитель российской делегации: «Да если бы, скажем, эта практика действовала на всем пространстве Совета Европы, включая Россию, мы бы не столкнулись в наших отношениях с той же Великобританией, с проблемой выдачи того же Закаева».

Весь вопрос - с 1972 года Совет Европы принял 26 резолюций по терроризму, и ни одна из них не смогла поймать Бен Ладена.

НТВ.ru