Брехт с кавказским акцентом
27.08.2004
В театре бывшей Чечено-Ингушетии играли две труппы — чеченская и ингушская. В начале девяностых годов прошлого века ингушская труппа уехала на свою историческую родину, и в Назрани открылся Ингушский государственный театр имени Идриса Базоркина. С тех пор совместных постановок с участием актеров двух соседних республик не было. Поэтому известие о возможной совместной творческой работе в обоих театрах восприняли с радостью.
Актеры республиканских театров Ингушетии и Чечни воплотили на сцене сюжет «Мамаши Кураж» Брехта. Инициаторами этого проекта стали прима чеченского театра Зура Радуева, которая и исполнила в спектакле главную роль, и немецкий режиссер Питер Крюгер. Он был осуществлен при поддержке властей Ингушетии и Федерального фонда культуры Германии. По мнению участников проекта, никаких особых проблем в его реализации не возникало.
Однако зрители постановку спектакля восприняли неоднозначно. И связано это было, как ни странно, с очень эмоциональной игрой актеров. По рассказам жителей Назрани, побывавших на премьере «Мамаши Кураж» в городском Дворце культуры, актеры играли так сильно, что пробудили в них массу эмоций. Подчас некоторые зрители, не выдержав напряжения спектакля, выходили из зала.
— Брехт — это война. А мы уже много лет живем рядом с территорией, на которой идут военные действия. Люди устали от постоянного напряжения. Много тяжелого они видят в жизни, рядом с собой, а тут еще и на сцене почти то же самое. Видимо, для кого-то это было уже слишком. Некоторые зрители были мало знакомы с творчеством Брехта или вообще не слышали о нем. Они ожидали зрелища легкого, во всяком случае, не такой тональности, - поделилась со мной своим впечатлением от премьеры заслуженный деятель искусств Ингушетии Роза Ганиева. — Я сама несколько дней «отходила» от спектакля.
Недавно Питер Крюгер пригласил всех участников кавказской «Мамаши Кураж» на гастроли в Германию. Кстати, там актеры будут играть так же, как в Ингушетии, на своих родных языках. А вот о том, чтобы выступить на грозненской сцене, вопрос пока даже не поднимался.
А.Ларина, «Российская газета», 26.08.2004 г., №183 (3560)

