Меню

Официальный сайт

Президент Ингушетии Мурат Зязиков: Мы сделаем все, чтобы сохранить в республике мир

27.04.2004

После покушения на главу Ингушетии Мурата Зязикова ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев, а некоторые «доброжелатели» теперь ставят под сомнение стабильность в республике и вменяют президенту уйму «грехов», начиная от расформирования палаточных городков беженцев до... высокого процента голосования жителей Ингушетии на последних выборах Президента России. Российская территория

То, что именно люди Басаева - «авторы» последнего покушения на президента -еще не факт. Однако бесспорно то, что созидательная политика Мурата Зязикова на своем посту поперек горла стала силам, не заинтересованным в позитивных преобразованиях. Сам факт покушения на главу субъекта, имеющего важное стратегическое значение для Северного Кавказа и всей России, говорит о том, что президент Ингушетии на правильном пути. И чем больше положительных перемен в республике, тем большую ярость они вызывают у оппонентов.

...Два года назад для нас Ингушетия была горячей точкой, куда ездить опасно. После избрания главой республики Мурата Зязикова мы на свой страх и риск отправились в Ингушетию, в глубине души надеясь, что генерал ФСБ наладит жизнь на вверенной ему территории. И не ошиблись.

Мы сразу почувствовали себя на российской земле. Без труда находили нужные улицы (вывески были на государственном языке), а жители радушно приглашали к себе в дом (в каком другом регионе можно встретить такое гостеприимство?). На церемонии вступления Мурата Зязикова в должность президента впервые за последние 10 лет прозвучал Гимн России, над зданиями администрации различных уровней взметнулись российские флаги, в кабинетах руководителей появились портреты российского президента. В республике были ликвидированы неконституционные структуры, 150 нормативных актов приведено в соответствие с российским законодательством, учреждена Счетная палата, институт уполномоченного по правам человека. Таковы были первые шаги нового руководителя.

Вернуть джинна в бутылку

Напомним, что при отделении Чечни в 1991 году, продекларировавшей свою независимость, ингуши на всенародном референдуме выразили волю остаться с Россией. Этого до сих пор не могут простить мирному народу сепаратисты, мечтающие втянуть его в кавказскую бойню. В ход идет игра на братских чувствах и общности религии. Чтобы загнать выпущенного джина обратно в бутылку, сегодня требуется гораздо больше воли, мужества и усилий.

«В первой чеченской войне ингуши придерживались политики дружественного нейтралитета, не разделяли сепаратистских идей Дудаева, но сочувствовали чеченскому народу, несущему большие жертвы. Поэтому и главные потоки беженцев из Чечни устремились именно в Ингушетию. Многие беженцы могли вернуться домой еще в 2000-2001 годах, когда в Чечне была восстановлена администрация, но влияла пропаганда зарубежных «гуманитарных» центров. В этих условиях боевики смело могли продолжать войну в горах, не особо беспокоясь за свои семьи, жившие в основном за счет Ингушетии и частично за счет гуманитарной помощи из-за рубежа. Фактически Ингушетия становилась тылом для боевиков, которые держали здесь нелегальные базы хранения оружия, имели скрытые базы отдыха, нередко приезжали на побывку к семьям в лагеря беженцев...» (Рой Медведев. Владимир Путин: четыре года в Кремле).

Новая мишень террористов

При Зязикове значительно быстрее пошло возвращение беженцев на родину. Сегодня их осталось 45 тыс. (было более 200 тыс.), расселенных в основном по родственникам и пунктам временного размещения. Палаточные лагеря практически ликвидированы. Однако нет ни одного факта насильственного возвращения людей. Беженцы из Чечни называют Зязикова самым родным президентом, а международные организации, еще недавно обвинявшие Россию в геноциде чеченского народа, с приходом Мурата Зязикова резко поменяли риторику. Побывав в Ингушетии, Верховный комиссар Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес и руководитель делегации ПАСЕ лорд Джадд заявили, что Ингушетия - единственное место в мире, где наблюдается столь хорошее отношение к беженцам. Мурат Зязиков был награжден одной из престижных наград ООН «Золотым знаком отличия».

Началось и возвращение ингушских беженцев в Северную Осетию. Напомним, что прежнему руководству Ингушетии после осетино-ингушского конфликта так и не удалось вернуть домой около 40 тыс. ингушей, изгнанных из Пригородного района Северной Осетии. Встреча Мурата Зязикова с президентом РСО-Алании Александром Дзасоховым и подписание Соглашения о добрососедстве и сотрудничестве поставила долгожданную точку в конфликте двух народов.

Потянулись в Ингушетию и русские семьи. Там они получают участки земли помощь в строительстве домов или квартиры. Сегодня Ингушетия единственный субъект на Северном Кавказе, где реально и открыто стремятся к возвращению русскоязычного населения. Безусловно, это не нравится силам, стремящимся посеять межнациональную рознь и панику среди людей. Но мирные жители с оружием в руках готовы давать отпор недругам. И тогда террористы выбрали новую мишень - президента республики.

Война безработице

В минувшее десятилетие на долю Ингушетии выпало столько горя, сколько ни на один другой субъект федерации (за исключением Чечни). Уже одно увеличение населения республики после чеченских кампаний на 70% могло подкосить любую экономику. Обстановка в республике была крайне напряженной. Мурат Зязиков решил переломить ситуацию созидательными мерами - подъемом экономики, решением проблем занятости. Это было нелегко, ведь в наследство он получил высокодотационную экономику, отсутствие бюджетообразующих предприятий, 85% безработных, разваленное сельское хозяйство... Сегодня в республику завозятся элитный скот, современная техника, удобрения, поля дают хорошие урожаи. Развитие села дало толчок перерабатывающей промышленности. Открылось несколько заводов, выпускающих масло, сыр, сметану, йогурты, мороженое, прохладительные напитки, заработали цеха по розливу минеральной воды. Всего в аграрном секторе за два года создано более 6000 рабочих мест и более 2000 в других отраслях.

В Ингушетии открылся свой нефтеперерабатывающий завод, и республика из нефтедобывающей превратилась в нефтеперерабатывающую. Впервые за последние 15 лет построены и заселены дома для нефтяников, люди начали получать стабильную зарплату.

И это тоже не радует «доброжелателей», ведь общество, члены которого заняты делом, стабильно.

Можно рожать!

При самой высокой рождаемости в стране Ингушетия имела и самую высокую смертность младенцев: на 480 тыс. населения в республике не было ни одного роддома. В условиях притока беженцев резко обострилась санитарно-эпидемиологическая обстановка. С приходом Зязикова отрасль здравоохранения была названа в числе приоритетных. Ингушетия одна из первых субъектов РФ повысила зарплату медработникам (а также учителям, работникам культуры), ввела практику обеспечения бесплатным жильем.

В этом году будут сданы в эксплуатацию два роддома, Центр матери и ребенка, перинатальный центр. Строятся специализированные медучреждения, лаборатории, клиники, реабилитационные центры, больницы, закупается оборудование, усиленно готовятся медицинские кадры. Заработали центр «Анти-СПИД», кожно-венерологический и туберкулезный диспансеры, оснащен оборудованием кардиологический центр. Всего за последние полтора года введено в эксплуатацию более 50 объектов.

Ингушские семьи - многодетные. Однако в республике не хватало школ, занятия шли в 3-4 смены. За два года в Ингушетии открылось девять школ. Они продолжают строиться и реконструироваться. Материальная помощь оказывается школьникам и студентам, ветеранам войны и инвалидам многодетным и малообеспеченным семьям, православным и мусульманам. Впервые за многие годы заслуженные люди республики получили награды, почетные звания и ордена.

Ингуши-народ крепкий

Первый год президентства стал для Зязикова настоящим испытанием: во время наводнения более 20 тыс. жителей республики остались без крова. Жители разрушенного селения Ольгетти через неделю после инаугурации президента заявили ему, что намерены уходить из этих мест. Мурату Зязикову с трудом удалось их остановить. Через три месяца жители села поверили, что нужны Москве: на месте старых снесенных домов были построены новенькие коттеджи. И тогда благодарные люди свою первую улицу назвали именем Путина. Для пострадавших в результате наводнения с помощью федерального центра было построено свыше 3000 жилых домов, восстановлено 1313, а также более 94 км дорог и 17 мостов. Об этом узнала вся Ингушетия. Поэтому неудивительно, что процент голосования за Путина в республике был самым высоким в стране. По-другому этот благодарный и чуткий народ поступить и не мог. Голосуя за действующего президента, жители выразили свою лояльность нынешнему президенту Ингушетии.

Разве после столь глобальных преобразований ингушский народ захочет войны? Вопрос риторический.

О том, что курсом Мурата Зязикова доволен Президент России, говорят последние высказывания Владимира Путина: «Ингуши - народ крепкий, но им необходимо помочь как по экономической линии, так и по линии МВД».

- Я никогда не скрывал, что являюсь сторонником четкой вертикали власти, выстраиваемой Президентом России между центром и регионами, - говорит Мурат Зязиков. -Но это не значит, что я работаю под чью-то диктовку. Как руководитель полноправного субъекта РФ считаю, своим долгом согласовывать свои действия с федеральным центром. Рад, что у нас сейчас полное взаимопонимание. Сохранение мира и правопорядка в Ингушетии для меня было и остается задачей номер один. Я прекрасно осознаю, что здесь нужно быть начеку 24 часа в сутки. Возможно, еще не раз придется пресекать отдельные вылазки на территории республики. Но мы сделаем все, чтобы сохранить мир. Ингушетия - важный стратегический форпост на Юге России. Поэтому политические эксперименты здесь недопустимы. Ингушетия юридически, географически была и остается неотъемлемой частью России. Это не просто слова, а выстраданная нашим народом истина.

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА, «Комсомольская правда», 27.04.2004 г., №78 (23265)