Меню

Официальный сайт

Табор остается в Ингушетии

19.02.2004

cig3.jpgСамым густонаселенным и многонациональным районом в Ингушетии является Сунженский. Здесь живут ингуши, армяне, русские, казаки, корейцы, дагестанцы, цыгане, чеченцы и многие-многие другие народы. Сегодня, к сожалению, их гораздо меньше, чем было лет десять назад. Сказались события начала 90-х гг., когда нашу страну начало лихорадить, обострилась обстановка на Северном Кавказе и люди, боясь за свою жизнь, жизнь своих детей, потянулись в центральные регионы России, а некоторые предпочли оставить страну и уехать за границу. Но, к счастью, сегодня в нашей республике наблюдается совсем иной процесс: в Ингушетию возвращаются те, кто когда-то покинул ее. Возвращаются и цыгане. Они живут в нашей республике, мирно сосуществуя с другими народами, занимаясь каждодневным трудом. Что мы знаем об этом народе, помимо расхожих, идущих из глубины веков мифов и бытовых представлений? Да практически ничего, за исключением уже сложившихся стереотипов, вроде тех, что цыган можно встретить в любом уголке земного шара, что основным видом их деятельности является гадание.Один из самых популярных советских сериалов в жанре мелодрамы, рассказывающий о судьбе цыгана Будулая, его скитаниях по земле в поисках счастья и свободы, в какой-то мере дал советскому народу представление об этом уникальном народе. Вот и все.

Цифры и факты

В мире цыган насчитывается свыше 4 млн. человек. Они проживают во всех странах мира. В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой предки цыган - выходцы из Индии. В Россию цыгане попали двумя путями: через балканские страны (ХУ-ХУ1 вв.) и через Германию и Польшу (ХУ1-ХУ11 вв.). До Октябрьской революции 1917 г. цыгане-мужчины, жившие в городах, занимались преимущественно барышничеством (мена и продажа лошадей), женщины - гаданием; кочующие цыгане - главным образом гаданием, частично кузнечным делом и лужением. Цыгане, обосновавшиеся в Петербурге и в Москве (с 30-х гг. XIX в.), жили оседло, большая часть их входила в состав хоровых ансамблей. В годы Великой Отечественной войны цыгане сражались в рядах Советской Армии и партизанских отрядах.

История одной семьи

cig1.jpgИнгушетия. Станица Орджоникидзевская. Большой дом цыганской семьи Люликовых является украшением всей улицы. «Нас здесь знают все», - сказал старший сын Люликовых Алексей, когда мы появились на пороге их дома. И это действительно так. Семья Люликовых среди цыган всегда считалась самой уважаемой. Барон Василий живет именно в этом доме. К нему «за правдой» едут все цыгане. Говорят, что только он рассудит по справедливости. Когда Люликовы обосновались в Ингушетии, не припомнит ни один из домочадцев. По рассказам старожилов известно только, что это было «давно». Поставив здесь шатер, они первым делом принялись за стройку саманного дома. Так и продолжала бы семья Люликовых из 25 человек жить в своем родовом доме, но летом 2002 г., когда многие населенные пункты республики оказались в зоне затопления, Люликовы остались практически без жилья. Саманные стены начали таять, как сахар, а всю домашнюю птицу унесло бурным потоком воды. Вот тогда и пришлось Василию побегать по чиновничьим кабинетам, освоив ранее незнакомую для себя деятельность. Неизвестно, чем бы закончились эти хождения, если бы в этот период на их улице не появился Мурат Зязиков в сопровождении многочисленных чиновников, которым тут же отдавались поручения. С этого дня дело пошло, как говорится, в гору. Началось строительство пятикомнатного дома, и всем членам семьи выплатили компенсацию за утерянное имущество.

По цыганской традиции, лучшая комната в доме выделяется для самой молодой семьи. Скоро женится один из сыновей Василия - Алексей. Невесту в Ставропольском крае он подыскал себе давно, но решил ее привезти только после завершения обустройства дома. Свадьбу Алексей сыграет шумную. Благо, говорит он, есть теперь, где разместить гостей.

Семья Люликовых очень надеется, что вернутся былые времена, когда в Ингушетии жили представители многих народов.

- Все к этому идет. Вот я слышал, что вернулось много русских семей. Некоторых из них я знаю лично. А недавно вернулась цыганская семья, - говорит Василий.

- Этот процесс необратим, - уверен Алексей. - Теперь в Ингушетии совсем иная ситуация, есть стабильность, появились рабочие места, да и вообще не тревожно жить.

Сам Алексей работает в АОЗТ им. С. Осканова комбайнером. В прошлом году в хозяйстве был невиданный урожай, особенно уродился подсолнух, на уборке которого они все были заняты. Василий открыл у себя дома кузницу и славится как хороший кузнец. С заказами на изготовление самых сложных деталей отовсюду едут именно к нему. Женщины ведут хозяйство. В общем, все Люликовы от рассвета до заката заняты мирным трудом.

На крыльце дома своего

cig4.jpgГоворят, что цыгане любят свободно передвигаться по миру и ничто их не может удержать, а когда возникает угроза самому их существованию, они уходят туда, где, по их мнению, можно жить в безопасности и так, как они привыкли. Похоже, Ингушетия для сотен цыган стала именно таким местом, где никто не нарушает их привычный уклад жизни. Так что табор во главе с Василием Люликовым твердо решил остаться на ингушской земле. «Все здесь будет хорошо, - говорят они, - ведь мы умеем еще и предсказывать будущее».

И.Борисов, газета «Северный Кавказ», №7 (667) февраль. 2004 г.