Ингушетия является примером решения сложных проблем
11.02.2004
Международные организации высоко оценили деятельность президента республики Мурата Зязикова по оказанию помощи беженцам
Приняли как братьев
«Чеченским беженцам, проживающим в палаточном городке «Барт», предложено покинуть территорию лагеря в течение 10 дней... Переселенцев предупредили, что, если они не уедут в указанный срок, против них «будут приняты меры». NEWSru. 17 января 2004 г.
Спустя две недели после столь громкого заявления корреспонденты «КП» отправились в «Барт», раскинувшийся близ города Карабулак Ингушетии, чтобы стать свидетелями «принятых мер».
...На первый взгляд, в лагере все спокойно. Но едва мы оказываемся перед деревянным зданием администрации, нас окружают постоянно дежурящие здесь завсегдатаи лобного места. «По-русски говорите? Журналисты?» Некоторые, узнав, что мы не иностранцы, разочарованно поворачиваются спиной. Но кое-кто начинает жаловаться: дескать, обещают выселить, если не уедем добровольно. На вопрос: «Кто обещает?» - ответы самые разные: от «начальство» до «все говорят». Зара и Алхазур Зарухаевы встречают радушно, хотя гостей не ждут.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Президент Ингушетии Мурат Зязиков:
-Сегодня федеральным центром и властями Ингушетии принимаются все меры для облегчения быта вынужденных переселенцев, реализация их гражданских прав. И нет никаких дат и сроков возвращения людей домой. Никаких специальных акций в этой связи проводиться не будет. Ни о каком насильственном возвращении не может быть речи. Нет силы в мире, которая заставила бы нас нарушить принцип добровольного возвращения внутриперемещенных граждан.
- Мы из Урус-Мартановского района Чечни, - охотно рассказывает 45-летняя Зара. -Здесь с 1999 года. Конечно, надоела кочевая жизнь. В конце февраля собираемся домой, благо наш дом уцелел, не разрушен. Только бы стабильность в стране была. Но, может, еще останемся в лагере до окончания учебного года, ведь у нас здесь дети учатся.
На питание Зарухаевы не жалуются. С продуктами помогают российские и иностранные миссии плюс Алхазур получает пенсию по инвалидности, а Зара подрабатывает маляром у местных.
- Не притесняют ингуши? -задаем провокационный вопрос.
- Президенту Зязикову можем сказать только спасибо. Он в лагере часто бывает и решает проблемы. Многим семьям лично помог. Благодарны мы и ингушскому народу за то, что приняли нас как братьев.
Российская глубинка ждет
«ООН считает, что сам принцип убежища серьезно компрометируется, если беженцев выселяют, не обеспечивая другим жильем». Радио «Свобода», 22 января 2004 г.
- Полтора года назад в «Барте» проживало около 4000 человек, - рассказал нам сотрудник оперативного отдела правительства Чечни Шамхан Ганиев, которого мы застали в вагончике с грудой бумаг. -Сегодня в лагере 622 человека. А из 400 палаток осталось 85. Все, кто покинул лагерь, уехали в пункты временного размещения на территории Чеченской республики добровольно. Большинство обосновались в Грозном, остальные устроились по договору найма жилья. Деньги (в расчете 20 рублей в сутки на человека) выделяет государство. В данный момент составляем списки на получение компенсаций за потерянное имущество и жилье в размере 350 000 рублей. Эту работу возглавляю я. Сейчас идет прием заявлений. 1650 переселенцев уже получили уведомления о том, что могут получить деньги через банк Чеченской республики.
-А если люди не хотят возвращаться в Чечню?
- Они обладают всеми конституционными правами российских граждан, куда входят свобода передвижения, выбор места жительства. Сегодня на компенсационные деньги можно купить нормальное жилье в любом регионе страны, за исключением крупных городов и Московской области - там цены другие. Кроме того, из регионов нам поступают сведения о наличии рабочих мест и свободных вакансий. Большинство специалистов сразу обеспечиваются жильем.
КСТАТИ
19 января этого года во время визита в Женеву Мурат Зязиков встретился с высокопоставленными представителями подразделений ООН по правам человека, делами беженцев, координации гуманитарных вопросов. Президент Ингушетии призвал международные организации к оказанию более адресной помощи перемещенным лицам, которых сегодня в республике примерно 50 000 человек (в 1999 году было около 400 000 человек) и перенесению деятельности международных организаций в Чечню.
Действительно, на доске объявлений находим информацию о том, что российской глубинке требуются агрономы, врачи, библиотекари, акушерки, наркологи, механизаторы, инженеры, электросварщики, токари, электрики, животноводы, трактористы, водители, учителя... Список можно продолжить. Здесь же - адреса пунктов временного размещения (ПВР) переселенцев на территории Ингушетии.
- Кто ещё не определился, куда ехать, может поселиться в ПВРе и там ждать компенсацию, - говорит комендант лагеря Мариетта Бокова. - В ПВРах ведь все удобства! Никто не заставляет людей жить в палатке. Но никто и не выселяет!
Поможем обустроиться в родных краях
«Чиновники уверяют людей, что для них будут созданы все условия. Однако беженцы не верят обещаниям -слишком велик страх оказаться ни с чем». ИА REGNUM, 23 января 2004 г.
- Я приехал поговорить с людьми, которые жили в нашем районе, - рассказывает глава Урус-Маргановского района Чечни Ширвани Ясаев, которого мы оторвали от работы. - С каждым земляком беседую индивидуально, выясняю, у кого какие препятствия для возвращения. В январе в наш район вернулись 47 семей. И еще есть желающие.
В это время глава города Урус-Мартана Салават Гербертаев принимает заявления на выезд.
- Абсолютно все - по желанию! - говорит он нам. - Мы помогаем людям выехать и обустроиться в родных краях. Сколько можно жить в палатках?!
- А что будет с теми, кто не хочет уезжать?
- Как говорят по-русски, насильно мил не будешь. Никто силком не тащит в Чечню. Пусть остаются. Но ведь дома-лучше! У нас в районе все школы работают и больницы. Мы сами там живем!
-Агитируете?
- Не агитирую. Это факт. Я и вас приглашаю. Приезжайте, все увидите своими глазами. Запишите мой телефон...
- Уеду, как только получу компенсацию, - делится с нами 46-летний водитель, житель Ножай-Юртовского района Чечни Иса Гагаев. - Дом построю своими руками. Работу бы только найти. Куплю кур, корову, огород заведу. Троих детей ведь кормить нужно...
В ходе беседы выясняем, что на дорогостоящую операцию 15-летнего сына Гагаевых, пострадавшего во время войны, выделил средства президент Ингушетии Мурат Зязиков.
Знак большой щедрости
«Заместитель Генерального секретаря ООН Ян Эгеланд отправился на Северный Кавказ... ООН встревожена намерением российских властей закрыть все лагеря беженцев в Ингушетии». Радио «Свобода», 23 января 2004 г.
Что же увидел в лагерях беженцев зам. Генерального секретаря ООН? То же, что и мы, ведь Эгеланд посетил «Барт» на три дня раньше нас. Видимо, он остался доволен полученными впечатлениями. Не случайно 27 января после вояжа по Ингушетии и Чечне Ян Эгеланд прибыл в резиденцию Мурата Зязикова в Магасе, чтобы поблагодарить президента республики за активное содействие международным гуманитарным организациям и передать личное приветствие Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. По словам Эгеланда, ООН высоко оценивает деятельность главы Ингушетии и всего ингушского народа в деле оказания помощи обездоленным людям. «Это знак большой щедрости», - отметил Эгеланд. Он выразил признательность Мурату Зязикову «за приверженность принципу добровольности возвращения» и сказал, что теперь убежден: люди возвращаются домой только по собственному желанию.
МЕЖДУ ТЕМ
В Женеве Мурат Зязиков был награжден одной из престижных наград ООН – «Золотым знаком отличия». Награду по поручению Генерального секретаря ООН Кофи Аннана вручил президенту Ингушетии Верховный комиссар ООН по делам беженцев Рууд Любберс. «Ингушетия является примером решения сложных проблем, связанных с вынужденной миграцией в нестабильных регионах»,- заявил Любберс, вручая награду.
Кроме того, Эгеланд вручил президенту Ингушетии символический знак отличия ООН - признание его заслуг в соблюдении гуманитарных принципов в отношении «граждан мира».
С.ЕМЕЛЬЯНОВА, «Комсомольская правда», 11.02.2004 г., №26 (23213)