Духовные ценности народа
12.01.2004
Духовная щедрость народа – под таким названием была проведена совсем недавно в Назрани Межрегиональная научно-практическая конференция. В ее работе приняли участие: директор ИПК (Институт повышения квалификации работников образования) РИ Ф.Н.Нальгиева, министр образования РИ, профессор И.А. Танкиев, доктор филологических наук, профессор ИнГУ Ф.Г. Оздоева, зам.директора ИПК РИ М. М. Ахматов, муфтий РИ М.-Х. Албогачиев и др.
Среди гостей-участников конференции находились: В. М. Аталиков (зав. кафедрой социально-гуманитарного образования, доцент ИПК ПРОКБГУ), Д.В. Полежаев (проректор по научной работе ИПКРО г. Волгоград), М.Х. Бежанов (кандидат педагогических наук, доцент член-корреспондент Академии педагогических наук), Т.П. Заречная (преподаватель истории – школа «Интеллект»), А.Х.Едыгова (директор ИПК РО Республики Адыгея), С. М. Тохова (директор ИПК КБГУ, доцент, кандидат педагогических наук), Р. Б. Дякиева (зам.министра образования, кандидат исторических наук, доцент г. Элиста) и другие.
Открыла работу Межрегиональной научно-практической конференции директор ИПК РО РИ Ф.Н. Нальгиева. С приветственным словом к участникам конференции обратился министр образования РИ И.А. Танкиев. Ф.Н. Нальгиева выступила с докладом на тему «Национальные традиции и формирование у учащихся установок толерантного сознания».
«Культура каждого народа – великая общечеловеческая ценность, - говорилось в докладе. – Потеря хотя бы одной из них –невосполнимая утрата для всего человечества. Единство позиций всех наций и народов является сегодня решающим на пути выхода из духовно-нравственного кризиса, в котором в последнее 10-летие оказалось наше общество. И здесь исключительно велика роль школы». «Понятие толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народов, - подчеркнула она. – Так, в ингушском языке для определения понятия толерантности существуют слова «сатохар» (терпение), «сабаре хилар» (выдержка) и т.д. В целом же толерантность определяется очень емким понятием «массово саг Дала кхеллав» (все люди сотворены Богом), а потому они достойны уважения, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, расы и т.д. Отсюда понятие «толерантность» должно прочно войти в лексикон школьного учителя. Возрождая лучшие национальные традиции, нам нужна научно-обоснованная концепция возрождения и развития ингушских традиций и обычаев, культурных и духовных ценностей, способствующих научно-техническому прогрессу, расцвету искусства, просвещению общества, гармонизации межнациональных отношений».
Далее с докладом на тему «Ингуши в известиях иностранных авторов XVIII века» выступил В.М. Аталиков (зав. кафедрой СГО социально-гуманитарного образования, доцент ИПК ПРО КБГУ). Он ознакомил участников конференции с материалами об ингушах, собранных иностранцами-военными, служившими в русской армии (18 век). Так, в книге подполковника русской армии Штедера «Дневник путешествия по Кавказу» содержатся сведения о племенном составе, общественном строе, религии, пище, одежде, хозяйстве, населении и жилищах, семейных отношениях, обычаях гостеприимства и кровной мести у ингушей. Один из самых авторитетных ученых того времени академик Петер-Симон Паллас (1741-1811) побывал на Северном Кавказе летом и осенью 1793 г., совершив путешествие от Астрахани до реки Баксан в Большой Кабарде. Его книга на немецком языке называется «Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 гг.». В книге имеется портрет двоих ингушей.
Профессор ИнГУ Ф.Г. Оздоева основное внимание в своем выступлении уделила языку, являющемуся душой народа и основой его духовной жизни. Она поставила злободневный вопрос: как же обстоит дело с преподаванием и изучением родного языка сейчас? «Чтобы родной язык развивался, необходимо обучение языку вести целенаправленно, чтобы он функционировал в учреждениях, вузах, школах, одним словом, заботиться о развитии социальных функций родного языка. Для этого необходимо создавать языковую среду, если мы не хотим потерять родной язык. Чтобы расширить функциональные стороны языка необходимо оснастить его словарями, учебными пособиями, т.е. должен иметь рассчитанную на перспективу авторитетную филологическую и методическую традицию», - подчеркнула она.
В ходе конференции прозвучали выступления Я.Д. Медова (заслуженный учитель РИ), Д.В. Полежаева (проректор по научной работе ИПКРО г. Волгоград), Т.П. Заречной (преподаватель истории школы «Интеллект»), С.В. Адаменко (зам начальника Департамента образования Ставропольского края) и другие.
Р.Олигова, газета «Ингушетия», 10.01.2004 г., №2 (1121)