Меню

Официальный сайт

Последний кризисный регион

08.01.2004

Электроэнергетика должна стать стимулом для возрождения экономики всего Северного Кавказа

Два миллиарда 813 миллионов 563 тысячи рублей — именно столько заплатили потребители четырех северокавказских республик (Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии) за электроэнергию в 2002 году. Рост платежей составил 65%, или 1,1 млрд рублей, по сравнению с предыдущим годом. Специалисты Кавказской энергетической управляющей компании (КЭУК) уверены, что в этом есть и доля их труда. ОАО КЭУК — стопроцентная «дочка» РАО «ЕЭС России», с осени 2001 года управляет четырьмя энергосистемами этого региона. «Здесь, на Северном Кавказе, сегодня очень непросто, — заявил председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс во время поездки в Карачаево-Черкесию в сентябре этого года. — Кавказская энергетическая управляющая компания работает в сложных, быть может, в самых сложных в стране условиях. Мы решили в целом вопросы в Приморье, на Дальнем Востоке, в Архангельской области, однако на Северном Кавказе у нас все еще впереди. Сегодня с точки зрения наведения элементарного порядка, формирования нормальных цивилизованных отношений между производителями и потребителями электроэнергии ситуация в некоторых республиках Северного Кавказа напоминает то, что мы имели по всей России полтора-два года назад».

Генеральный директор ОАО КЭУК Магомед Каитов приводит несколько цифр, характеризующих ситуацию в энергетике Северного Кавказа. Долги АО-энерго четырех республик сегодня превышают 3,5 млрд рублей. В свою очередь, потребители (предприятия, организации и население) недоплатили энергетикам более 3 млрд рублей. Эта порочная цепочка сегодня становится главным препятствием на пути дальнейшего финансово-экономического оздоровления АО-энерго Северного Кавказа.

И все же сдвиги есть. О резком увеличении выручки в 2002 году уже сказано. Но важно, что в отличие от предшествующих лет, когда то немногое, что удалось получить с потребителей, представляло собой бартерные сделки и взаимозачеты, в минувшем году неденежные формы расчетов были практически полностью вытеснены. Изменились и отношения энергетиков с электростанциями—производителями электроэнергии. В 2001 году АО-энерго оплачивали в среднем не более половины покупаемой электроэнергии, к концу года совокупные долги энергетиков четырех республик перед электростанциями и ГК «Росэнергоатом» превысили 2 млрд рублей. Но уже в 2002 году на ФОРЭМ было оплачено 87% купленной электроэнергии. При этом по «Каббалкэнерго» платежи увеличились в два с половиной раза, а по «Ингушэнергр» — почти втрое.

Однако пока ситуация остается тревожной. Кроме обычных проблем энергетических предприятий конца 90-х годов — огромных долгов перед поставщиками топлива, оборудования и материалов, неплатежей за отпущенную электроэнергию, отсутствие денег, износ основных фондов — существенно осложняет работу энергетиков и так называемая региональная специфика.

Например, практически стопроцентная электрификация республик в сочетании более чем с семидесятипроцентным износом основных мощностей и электрооборудования. Сегодня в Ингушетии только технические потери съедают до 20% поступающей электроэнергии. Ситуация, когда ниточка электропередачи тянется на 50—100 км в горы для того, чтобы в селе с пятью-десятью жителями горел свет, неизбежно приводит к увеличению затрат на обслуживание сетевого хозяйства, а значит, растет и тариф. Люди недовольны высокими ценами на электроэнергию, да и не привыкли они платить за свет — благо, которое было всегда. С другой стороны, в зимние месяцы используются электрообогревательные приборы. Это приводит к значительному росту энергопотребления. Используя множество приемов (от скручивания показаний счетчика до создания параллельной проводки, которая идет в обход счетчика), потребители пытаются не платить за электроэнергию. «Нас это категорически не устраивает, — говорит Магомед Каитов. — Мы стали более жестко относиться к неплательщикам и используем весь арсенал средств: от адресных отключений неплательщиков до судебных преследований. Кстати, если бы в прошлом году нам удалось пресечь все случаи воровства, а технические потери были бы ниже, то мы бы собрали куда больше трех миллиардов рублей».

Уже можно говорить о десятках раскрытых преступлений. По сути на Северном Кавказе создана и практика прецедентов — обвинительных приговоров за преступления, связанные с хищением электроэнергии или использованием служебного положения для содействия воровству.

Столь жесткая позиция, занимаемая топ-менеджментом ОАО КЭУК, связана и с тем обстоятельством, что все энергосистемы, находящиеся под управлением КЭУК, являются энергодефицитными — более 90% электроэнергии сегодня приобретается ими на оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ). Соответственно, стопроцентная собираемость платежей за электроэнергию является единственной возможностью обеспечивать стабильное снабжение промышленных предприятий и населения светом и теплом, а также попросту сохранить энергосистемы как предприятия, не потерять тот потенциал, который был накоплен за десятилетия. «Иначе завтра мы столкнемся с дефицитом квалифицированных специалистов-энергетиков, — говорит Магомед Каитов. — Сегодня уходит старшее поколение энергетиков, и многие из них так и не передали опыт молодым, а ведь вырастить специалиста — задача не одного года».

И все-таки, несмотря на множество нерешенных проблем, сегодня, по мнению Магомеда Каитова, ситуация в электроэнергетическом комплексе Северного Кавказа стабилизировалась. Специалисты Кавказской энергетической управляющей компании отмечают, что в 2003 году общая выручка четырех энергосистем превысит три миллиарда рублей и, скорее всего, удастся избежать существенного роста кредиторской и дебиторской задолженностей. Не превысят прошлогоднего уровня и потери.

А.Михайлов, журнал «Эксперт», 22-28.12.2003 г., №48 (401)