Меню

Официальный сайт

Интервью с Президентом Республики Ингушетия Зязиковым Муратом Магометовичем

04.12.2003

Как Вы считаете, какую роль в реализации Президентской программы «Дети России» играет Правительство Республики Ингушетия?

В рамках реализации Президентской программы «Дети России» в этом году тысячи ингушских школьников смогли отдохнуть в летних оздоровительных лагерях России. Для участников У1 Московского Международного форума «Одаренные дети» было выделено 330 тысяч рублей, двадцати трем победителям всероссийских и зональных олимпиад и форума «Одаренные дети» была вручена премия по две тысячи рублей. Руководством республики уделяется большое внимание детям из семей вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и Северной Осетии, сиротам и полусиротам. Кроме того, для глухонемых детей впервые создана специальная школа, где буду преподавать учителя, получившие образование в г.Москве. Есть другие республиканские программы, которые призваны создать в системе образования благоприятные условия для улучшения уровня жизни детей, их развития, социальной адаптации и защиты.

Одаренных детей сложно ограничить рамками общеобразовательной программы. Что, по Вашему мнению, нужно делать для того, чтобы дети не растеряли свои таланты, закончив школу?

В развитых странах, а также в отдельных регионах России эту проблему решают очень удачно. Детей определяют в специализированные школы, где они, в зависимости от своих наклонностей к гуманитарным или техническим предметам, получают образование. И в Ингушетии, несмотря на дефицит бюджета, мы создали несколько таких школ. Думаю, что это оправдывает цель. Впервые 12 детей из Ингушетии заняли призовые места на Московском Международном форуме «Одаренные дети» по семи номинациям: «Юные историки», круглый стол «Юные губернаторы», клуб экономистов «Адам Смит», «Юные кулибины», «Союз юных экологов». Все эти дети без экзаменов были зачислены в Ингушский государственный университет. Необходимо в школах создавать клубы по интересам. А после окончания школы, нужно взять шефство над этими детьми до поступления в высшие учебные заведения. Такое поручение мной дано министерству образования РИ. Нельзя экономить на образовании.

Многие родители и учителя способствуют выявлению и развитию талантов у детей. Помогали ли Вам родители в развитии Ваших способностей? Чем Вы были увлечены в детстве? Помогает ли Вам эта увлеченность на Вашем высоком посту ?

В детстве я очень увлекался историей, особенно историей своего народа. До сих пор помню рассказы своих родителей. В школе нам очень интересно преподавали историю. Так, что когда я окончил школу, передо мной не было дилеммы: какую специальность выбрать? Безусловно, знания, полученные на историческом факультете, помогали, и помогают в работе, поскольку в истории все повторяется, важно не повторять ошибок. В мире сейчас все увлечены компьютерами, повсеместно внедряются информационные технологии. Как Вы считаете, помогают ли информационные технологии раскрытию многообразных способностей учащихся? Внедрение компьютера в систему образования- это большой прогресс в образовательной системе, поэтому все школы Республики оснащены лучшими компьютерными классами. С другой стороны, в этом есть и свои минусы. Привыкнув к компьютеру, дети могут отказаться от книг, от общения со сверстниками. Необходимо ребенка правильно сориентировать в этих вопросах. Эта задача школы и родителей.

Как показывает шестилетний опыт проведения Московского Международного форума «Одаренные дета», в котором ежегодно участвуют талантливые дети Вашего региона, они практически по всем 20 номинациям становятся лауреатами и перед ними открывается возможность получить высшее образование на любом из 7 факультетов Института гуманитарного образования. Но не все лауреаты имеют материальную возможность учиться в Москве без помощи семьи. Может ли правительство Вашего региона оказывать материальную помощь лауреатам Форума?

Я перед Правительством поставил задачу- изыскать средства на эти цели. Можно экономить на чем угодно, но только не на образовании.

Есть ли какие-то инструкции, регламентирующие поступление одарённых детей в вузы Вашего региона? Если таких инструкций нет, предполагаете ли Вы, как вице-президент Движения «Одаренные дети - будущее России», их разработку?

Таких официальных инструкций нет, но мы имеем наработки в решение данного вопроса. Мной перед правительством и министерством образования поставлена задача по оказанию помощи и поддержки, в том числе и финансовой, всем желающим поступить в высшие учебные заведения. Особое внимание одаренным детям. Таких детей мы берем на особый контроль.

Движение «Одаренные дети - будущее России» ставит воспитательную задачу -активно пропагандировать и воспитывать высокую нравственность, трудолюбие, патриотизм у всех детей России, развивая активность не только у талантливых детей, но и у трудных и проблемных подростков. Какие перспективы взаимодействия Вашего региона и Общероссийского общественного движения «Одаренные дети- будущее России» Вы видите?

Что касается перспектив взаимодействия Правительства Ингушетии и Общероссийского движения «Одаренные дети -будущее России» то, думаю, они самые светлые. Мы готовы поддержать любые проекты по проведению мероприятий в рамках Движения, в том числе и в нашей республике.

Печатным органом Движения является журнал «Одаренные дети», одна из главных целей которого - информирование о деятельности центрального и региональных отделений Движения «Одаренные дети - будущее России». Известно, что в вашем регионе много внимания уделяется всестороннему развитию творческих способностей детей. Мы хотели бы рассказывать о передовом опыте разных форм работы в Ингушетии с талантливыми детьми на страницах журнала «Одаренные дети». Просим Вас рекомендовать Министерству образования республики регулярно давать информацию в журнал.

Очень хорошее предложение. Такая задача в самое ближайшее время перед Министерством образования Ингушетии будет поставлена.

Со своей стороны хочу Вас заверить, что работа по выявлению и развитию творческих способностей детей, поддержке молодых талантов в области культуры и искусства, духовного и нравственного воспитания, управления в сфере бизнеса и политики в нашей Республике будет продолжена.

Читательская аудитория журнала самая разнообразная: это и учащиеся школ, и их родители, научная, техническая, творческая интеллигенция, духовенство, губернаторы, главы администраций, министры образования и культуры регионов России. Что Вы можете пожелать всем читателям журнала «Одаренные дети», а также участникам Движения «Одаренные дети - будущее России»?

Хочу выразить слова благодарности учредителям Движения «Одаренные дети» за их благородные цели, за огромный труд. С их помощью многие дети смогли по настоящему раскрыть свой талант, почувствовать себя нужными.

Читателям журнала, участникам Движения хочу пожелать еще больших побед, и всегда помнить, что они -будущее великой России.

ОТ РЕДАКЦИИ По поручению Президента Республики Ингушетия М.М.Зязикова Танкиев И.А. поблагодарил оргкомитет, который провел большую работу и инициатором всех этих мероприятий Неонилу Федоровну Апатенко, большого друга республики, большого друга М.М.Зязикова и вручил Неониле Федоровне орден.

«Указ о награждении орденом «За заслуги» Апатенко Неонилы Федоровны. За заслуги перед Республикой Ингушетия в области образования, высокий профессионализм и организаторские способности наградить орденом «За заслуги» Апатенко Неонилу федоровну, профессора, ректора ИГУМО г.Москвы, учредителя Московского Международного Форума «Одаренные дети». Президент Республики Ингушетия».

Журнал «Одаренные дети - наше будущее». Сентябрь 2003 г.