11.05.2004

Основные итоги социально-экономического развития Республики Ингушетия за 2002-2003гг.

magas.jpgСоциально-экономическое развитие республики проходило в условиях крайне низкой обеспеченности социальной и коммунальной инфраструктуры, экономической базы, сложной миграционной ситуации (на территории республики были размещены огромное количество вынужденных переселенцев из РСО-Алания и Чеченской Республики), непосредственной близостью с нестабильным регионом.

Это положение осложнялось высокой кредиторской задолженностью республики по бюджетным ссудам федеральному бюджету, которая тяжким бременем ложилась на республиканский бюджет, и за потребленные энергоресурсы поставщикам.

Безусловно, кардинально изменить такую ситуацию за год или два года очень сложно. Но, сегодня, с уверенностью можно сказать, что во всех сферах жизнедеятельности республики происходят позитивные изменения. И несмотря на имеющиеся проблемы Ингушетия является одним из наиболее интенсивно развивающихся субъектом Южного федерального округа. Такую оценку дают и представители различных федеральных ведомств.

Это стало возможным благодаря поддержке и помощи, оказываемой из федерального центра. Очень значимым является то, что с 2004 года из бюджета республики практически не будут расходоваться средства на погашение кредиторской задолженности по бюджетным ссудам, полученным в 1992-1997гг. из федерального бюджета, так как в 2003 году списана кредиторская задолженность по бюджетным ссудам, полученным в период действия ЗЭБ «Ингушетия в 1994-95гг.» в сумме 1080,0 млн.руб. по товарным кредитам, полученным РИ в 1995-96 годах, в сумме 65,0 млн.руб. и по централизованным кредитам, полученным в 1992-94 годах, в сумме 109,7 млн.руб.

Это позволило значительно повысить кредитоспособность нашей республики и уверенно проводить политику, направленную на оздоровление государственных финансов и повышение инвестиционной привлекательности республики.

В 2003 году с учетом проблем, требующих безотлагательного решения, была утверждена Программа экономического и социального развития Республики Ингушетия до 2006 года с элементами государственной поддержки из федерального бюджета. Следует отметить, что такая Программа имеется лишь в 15 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с данной программой в республике ведется строительство около 15 объектов производственного назначения. Однако, основной экономический эффект от реализации данных проектов будет получен лишь начиная с 2006-2008 гг. Для повышения эффективности предприятий, определяющих экономику республики, в истекшем году была проведена большая работа по обновлению основных фондов ОАО «Ингушнефтегазпром», ГУП «Ингушское карьероуправление», Государственного предприятия пассажирского автотранспорта, введен цех по разливу родниковой воды на ГУП «Пищекомбинат», проведена реконструкция самого крупного предприятия пищевой промышленности ОАО «Мин.вода Ачалуки» (частные инвестиции), созданы 33 государственных унитарных предприятий и т.д.

rost7.bmpКроме этого, в Ингушетии строятся жилые дома, учреждения здравоохранения, образования, культуры, коммунальной и инженерной инфрастуктуры. Проведена огромная работа по реанимированию агропромышленного комплекса, стабилизации и дальнейшему развитию нефтяной промышленности как бюджетообразующей отрасли. Создаются новые отрасли и производства, значительно активизировалась инвестиционная и предпринимательская деятельность и др.

Все это положительно отразилось на макроэкономических показателях 2003 года, которые характеризуются следующими данными: валовый региональный продукт, по предварительной оценке, увеличился на 3,1% по сравнению с 2002г., производство продукции сельского хозяйства на 9,3%, инвестиции в основной капитал на 0,9% к уровню 2002 года. Вырос в 1,6 раза объем подрядных работ, а темпы жилищного строительства увеличились в 1,3 раза. Увеличился также оборот розничной торговли на 3,8% и объем платных услуг – в 1,5 раза, в том числе услуги связи – в 2,2 раза.

В результате принятых мер в прошедшем году созданы 5000 сезонных в агропромышленном комплексе и 1570 постоянных рабочих мест, что позволило снизить уровень безработицы на 2,4% Основой экономического потенциала республики является нефтеперерабатывающая отрасль, на долю которой приходится более 60% объема промышленной продукции.

С 2002 года ведется работа по улучшению ситуации, сложившейся в нефтекомплексе из-за нерационального использования недр в предыдущие годы. В 2002 году данное акционерное общество имело высокую кредиторскую задолженность по заработной плате (в течение полугодия работники бюджетообразующего предприятия не получали заработную плату), налогам, а также высокий износ основных средств и обводненность скважин. Это положение усугублялось ограничением экспорта нефти по трубе и значительным увеличением налога на добычу. В результате принятых мер была погашена задолженность нефтекомплекса, выплачено материальное вознаграждение работникам за 2002г., впервые за 10 лет построены два жилых многоквартирных дома для работников нефтекомплекса, с января 2004 года повышена заработная плата.

С 2003 года реализованы ряд мероприятий, направленный на стабилизацию деятельности данного предприятия, возобновлены буровые работы, которые практически были приостановлены в 2002 году, освоена новая скважина, выведены из бездействия несколько скважин, начата работа по созданию новой отрасли – нефтепереработка.

Для дальнейшего улучшения сложившейся ситуации в нефтекомплексе в текущем году планируется увеличить добычу нефти до 150 тыс.тонн.

Одним из основных направлений развития экономики Республики Ингушетия является промышленность строительных материалов. Выпуск продукции в этой отрасли в 2003 году увеличился на 29,6%. В 2004 году эта тенденция значительно улучшилась: за 1 квартал текущего года рост объема производства в данной отрасли составил 2,5 раза.

На ГУП «Ингушское карьероуправление» в 2003 году увеличено производство почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2002г.

zavod7.jpgНа улучшение финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия повлияли реализация части программных мероприятий «Развитие ГУП «Ингушское карьероуправление на 2003год».

Основной задачей предприятия на текущий год является выход на полную мощность посредством привлечения внебюджетных инвестиций и использования собственных средств.

В области развития совершенствования стройиндустрии реализуется Программа развития ГУП «Кавдоломит» и начато строительство нескольких предприятий по производству строительных материалов: кирпичных заводов в г.Назрань и в Сунженском районе, керамзитового завода.

В 2003 году на ГУП «Кавдоломит» начато производство тротуарной плитки, в результате созданы 16 новых рабочих мест.

За счет собственных средств и кредитных ресурсов планируется до конца года завершить строительство комбината строительных материалов ЗАО «Неон»: завод по выпуску керамического кирпича производительностью 30 млн.шт. кирпича в год, асфальтобетонный завод, дерево- и металлообрабатывающие цеха.

Одним из главных приоритетов экономического развития Ингушетии определен машиностроительный комплекс. За этот период объемы произведенной продукции ФГУП «НЗЭММ» увеличились в 1,8 раза.

В 2004 году планируется завершение строительства пускового комплекса ФГУП «НЗЭММ». Кроме бюджетных средств для этого планируется привлечь внебюджетные средства.

Очень важным в развитии машиностроения и металлообработки является строительство в республике нового предприятия по выпуску электротехнической продукции. Завод строится совместно с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и будет введен в ноябре 2004 года. Ввод этого объекта позволит создать 600 дополнительных рабочих мест.

Кроме того, ведется строительство завода по производству стеклотары, завода по утилизации твердых бытовых отходов и др.

dom2.jpgВажнейшей составляющей инфраструктуры является транспортный комплекс. За 2002-2003 год проделана огромная работа по улучшению качества транспортных услуг.

Государственное предприятие пассажирского автотранспорта (ГППАТ) имело на 70-80% изношенный парк автобусов, высокую кредиторскую задолженность по налогам в бюджеты всех уровней. В такой ситуации невозможно было удовлетворить потребности населения в пассажирских перевозках.

В связи с этим приобретено более 70 единиц автотранспорта, из них 55 единиц автобусов марки «ПАЗ» новой модификации в 2003 году, что позволило значительно расширить маршрутную сеть, наладить автобусное сообщение со всеми населенными пунктами республики и со многими соседними регионами, а также улучшить качество обслуживания населения.

В 2003 году открыты восемь новых маршрутов: Назрань – Хасав-Юрт, ст.Орджоникидзевская – Хасав-Юрт, Назрань – Тарское и другие, а также возобновлены ранее действовавшие маршруты, в том числе Назрань – Грозный. Благодаря этим мерам увеличен пассажирооборот на 15,8% и объем оказанных услуг на 16,4%. И это несмотря на то, что с 2002 года не увеличивались тарифы на пассажирские перевозки с целью сокращения расходов населения.

В текущем году продолжается работа по улучшению качества услуг по перевозке пассажиров и показателей деятельности предприятия путем расширения маршрутной сети, в основном за счет открытия междугородних маршрутов в города Северного Кавказа, учитывая, что в их ВУЗах обучается большое количество студентов из нашей республики и другие факторы.

Другим, не менее важным звеном транспортной системы является аэропорт «Магас».

most1.jpgЗа этот период введены в эксплуатацию многие объекты аэропортового комплекса. В связи с этим значительно выросли расходы на его содержание, а для увеличения доходов ведется работа по созданию собственного парка самолетов и придания аэропорту «Магас» международного статуса.

В результате работы, проведенной в федеральном центре, Правительством России переданы в конце 2002 года из ведения Минобороны России в собственность республики два самолета ТУ-134. В апреле текущего года в соответствии с заключенными договорами они поставлены в авиаремонтные заводы г.Ростов на Дону и г.Минск для переоборудования в пассажирский вариант. Следует отметить, что ремонт воздушного судна в Минском авиаремонтном заводе является первым шагом реализации Соглашения, заключенного с Президентом Белорусии Лукашенко А.Г.

Кроме того, разрабатывается проектно-сметная документация на строительство аэропортового комплекса II очереди. Все эти мероприятия планируется осуществить за счет внебюджетных средств. Для кардинального улучшения положения финансово-хозяйственной деятельности предприятия Правительством Республики Ингушетия, ФГУП «Аэропорт «Магас» ведется работа по приданию ему международного статуса.

За этот период выполнена работа и по улучшению материально-технической базы железнодорожного транспорта: приобретены погрузочно-разгрузочные механизмы, на станциях Слепцовская и Карабулакская проведены ремонтно-подъемные работы, произведено расширение платформы станции Назрань, на 2037 км. участка на трассе Назрань – Магас открыт регулируемый железнодорожный переезд.

Для придания эстетического вида г.Назрань и обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ планируется перенести грузовой двор со станции Назрань из центра города на перегон «Назрань – Консервный». В настоящее время завершается работа по подготовке проектно-сметной документации на этот проект.

Динамичное развитие республики невозможно без наличия современных средств связи. В 2002-2003гг. на развитие данной отрасли из республиканского бюджета ФГУП «Управление электрической связи Республики Ингушетия» предоставлены денежные средства в сумме 42,7 млн.руб. За счет этих и собственных средств предприятием установлены новые АТС с расширением на 9224 абонента, вся телефонная сеть Ингушетии переведена на шестизначную нумерацию, приобретено оборудование и кабельная продукция, а также выполнены работы по строительству линейно-кабельных сооружений. За этот период установлены 2822 телефонных аппарата и проведена телефонизация Джейрахского района и населенных пунктов Экажево, Али-Юрт. Проведенные мероприятия позволили увеличить объем оказанных услуг в 1,2 раза и улучшить качество связи.

Однако обеспеченность домашними телефонами на 100 семей остается низкой. В связи с этим ФГУП «Управление электрической связи Республики Ингушетия» в текущем году будет проведена телефонизация следующих населенных пунктов: Алхасты, Галашки, Сурхахи, ст.Нестеровская и ст.Троицкая, а также муниципальных округов Барсукинский и Плиевский.

Проделана определенная работа по улучшению и телеграфной связи г.Магаса: установлено оборудование емкостью 24 канала, что позволит столице республики иметь устойчивую бесперебойную телеграфную документальную связь со всеми городами республики, России, странами ближнего и дальнего зарубежья.

Предприятием почтовой связи также улучшено качество предоставляемых услуг, ведется работа по улучшению материально-технической базы. В прошлом году велось строительство здания управления почтовой связи в г.Назрань, отделений связи в сс.Армхи и Джейрах, осуществлен капитальный ремонт сельских отделений связи. Общий объем инвестиций, полученных из федерального бюджета на реализацию этих проектов в 2003г., составил 12,9 млн.руб. В 2004г. из федерального бюджета на продолжение строительства здания управление почтовой связи предусмотрено 7 млн.руб.

Кроме того, для стабильного телерадиовещания республики построена и оснащена оборудованием 112-метровая ретрансляционная башня на горе Карабулак, что позволило обеспечить телерадиовещанием 100% территории республики и повысить качество телевизионного сигнала.

vishca.jpgУстойчивое развитие промышленности напрямую зависит от стабильности функционирования энергообеспечивающих предприятий. Более того, эти службы призваны обеспечить надежную систему жизнеобеспечения населения и создать необходимые условия для проживания.

Эту задачу крайне сложно выполнить в условиях высокого износа на уровне 60-70%, электрических и газовых сетей, кредиторской задолженности за электроэнергию и газ, которая по состоянию на 1 июля 2002 года, составляла 728,4 млн.руб., в том числе около 400,0 млн.руб. – за энергоресурсы, потребленные вынужденными переселенцами из Чеченской республики, размещенных в частном секторе.

Но, несмотря на это, население республики беспрерывно обеспечивалось энергоресурсами. Для этого были выполнены работы по строительству, капитальному и текущему ремонту электрических, газовых сетей и активно велась работа по сбору платежей и получению средств из федерального бюджета для погашения задолженности за энергоресурсы, потребленные вынужденными переселенцами из Чеченской Республики. Большое значение для социально-экономического развития республики имеет создание собственного генерирующего источника электроэнергии. Его отсутствие негативно отражается на результатах деятельности предприятий, вынужденных значительную сумму средств расходовать на электроэнергию, а также увеличивает расходы населения на коммунальные услуги. В связи с этим в республике совместно с норвежской компанией начата работа по строительству трех малых гидроэлектростанций.

В целях стабильного энергообеспечения строящейся столицы республики – города Магас и близлежащих населенных пунктов, введена в эксплуатацию первая очередь электроподстанции г.Магас.

Для улучшения газоснабжения населения ведется строительство и реконструкция объектов с целью газификации с.Гайрбек-Юрт и улучшения газоснабжения селений Н.Ачалуки, С.Ачалуки, В.Ачалуки, с.Гамурзиево, Экажево и Сагопши и др.

Значительно улучшилась ситуация по водообеспечению населения, введены в эксплуатацию более 15 объектов водоснабжения, в 2003 году увеличен сбор платежей за воду на 30%, что позволило ГПВК «Водоканал» снизить кредиторскую и дебиторскую задолженность, на 51% и 52% соответственно.

Проведена определенная работа и по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды. Начато строительство завода по утилизации твердых бытовых отходов. С учетом того, что на территории республики нет ни одного действующего очистного сооружения, с 2002г. ведется строительство канализационного коллектора в г.Назрань, реконструкция очистных сооружений и канализационного коллектора г.Малгобека, разрабатывается проектно-сметная документация на строительство очистных сооружений в г.Карабулак. Реализованы в полном объеме мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности населения.

biblioteca.jpgВыполнены ряд водохозяйственных мероприятий: проведены берегоукрепительные работы рек Сунжа и Асса, а также работы по расчистке русел этих рек, капитальный ремонт берегозащитных сооружений. В течение этого периода проведены лесовосстановительные работы на площади 1402 га на 23,2 млн.руб. Кроме того, приобретена по лизингу техника для лесхозов, которая в текущем году позволит значительно улучшить их работу.

Одним из основных условий стабильного экономического роста является увеличение капитальных вложений. На развитие экономики и социальной сферы Республики Ингушетия инвестировано в основной капитал в 2002-2003гг. 2798,7 млн.руб. За счет этих средств построено и реконструировано более 50 объектов, в настоящее время реализуются более 70 объектов. Самые крупные из них: построено и реконструировано 10 школ на 4652 мест, включая коррекционную школу для глухо-немых детей, школа на 704 ученических мест в ст.Орджоникидзевской, школа на 540 мест в с.Али-Юрте, школа с ФАПом и библиотекой в с.Бейни и др., поликлиника кожно-венерологического диспансера, амбулатория в с.Сагопши, газопровод Нестеровская-Чемульга-Аршты, мечеть в с.Ангушт, клубный блок со спальным корпусом Горского кадетского корпуса в с.Сурхахи, физкультурно-оздоровительного комплекса в с.Сагопши, административные здания Фонда социального страхования и Управления Министерства по налогам и сборам РФ по РИ, Управления Федерального Казначейства Министерства финансов по Республики Ингушетия, Управления Федеральной службы безопасности РФ по РИ и другие. Кроме того, построены 7 мостов, дороги протяженностью 80,9 км, 14 км линий электропередач, 12 км газопровода, 27 км водопровода и 4 арт скважин.

Огромная работа проделана по ликвидации небывалых стихийных бедствий июня 2002 года: построены 3000 жилых домов и восстановлены 94,4 км.дорог и 10 мостов, 28 км. газопровода и 165 км. линий электропередач. А по 77 объектам ведется работа по разработке проектно-сметной документации и проведения экспертизы.

Ускоренными темпами строятся объекты в столице Ингушетии - г.Магас: проложены основные коммуникации, введены объекты водо-, газо- и энергоснабжения, канализации, связи, построен ряд административных зданий и жилых домов, продолжается застройка жилой зоны.

Выполнен большой объем работ по строительству жилья. С 2002 года улучшили свои жилищные условия более 3 тыс.семей, благодаря работе, проведенный по строительству жилья, разрушенного стихийными бедствиями июня 2002 года, а также ввода в эксплуатацию трех жилых домов №№ 18, 19 и 20 в г.Магасе, 10 жилых домов в селе Берд-Юрт и других. В настоящее время ведется строительство нескольких сблокированных и многоквартирных жилых домов в г.Магасе, завершается строительство 16-ти квартирного жилого дома в Гамурзиевском муниципальном округе.

В результате увеличения объема финансирования по ФЦП «Жилище» в 2003 году, велось строительство 15-ти квартирного жилого дома в с.Арамхи Джейрахского района и двух жилых домов в г.Магасе.

kombain.jpgКроме того, впервые по ФЦП «Обеспечение жильем молодых семей» получили субсидии 42 семьи на общую сумму 5 млн.руб. и по ФЦП «Социальное развитие села» – 10 семей. В текущем году начата работа по строительству 110-квартирного жилого дома в г.Назрань в рамках ФЦП «Обеспечение жильем молодых семей».

Для обустройства вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, в основном за счет внебюджетных средств построено 15 жилых домов.

Особое внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса, так как сельское хозяйство в республике традиционно являлось основной отраслью экономики, в которой трудилась значительная часть трудоспособного населения. Однако, в течение последнего десятилетия, в результате непродуманных реформ, отрасль оказалась практически разрушенной.

Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства отрасли и создания соответствующей материально-технической базы приобретены в 2002-2003гг., в основном по лизингу 781 единиц сельскохозяйственной техники и отремонтировано 150 комбайнов. Кроме того, были введены в севооборот 6751 га земли, которые годами не обрабатывались из-за отсутствия техники, и значительно увеличены площади под посев овощных и зерновых культур.

Намного улучшены показатели в животноводстве и птицеводстве. К примеру, производство мяса кур увеличилось в 2,5 раза, а яиц – в 20,0 раз. С 2002 года посажены саженцы на 142 га. В этом году должны получить первый урожай плодов. В 2003 году на развитие АПК направлено 185,1 млн.руб., в том числе 26,4 млн.руб. – кредитных средств. Благодаря принятым мерам, объем сельскохозяйственной продукции, произведенной в 2003 году, увеличился на 9,3% по сравнению с 2002 годом и составил 1797,6 млн.руб.

Одной из важнейших задач руководства республики является снижение дотационности бюджета республики. В связи с этим активизирована работа по увеличению доходной части бюджета республики путем мобилизации всех имеющихся резервов. В результате за первый квартал 2004 года увеличены поступления по налоговым доходам в территориальный бюджет на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя в соответствии с изменениями налогового законодательства Российской Федерации потери доходов бюджета значительны. В текущем году планируется увеличение доходов республиканского бюджета в 1,6 раза и снижение его дотационности в 5,1 раза.

Значительные резервы по наращиванию экономического потенциала нашей республики сосредоточены в предпринимательском секторе. В 2003 году количество малых предприятий увеличилось на 10,5%, численность занятых в этой сфере возросла на 4,5%, а объем произведенной продукции увеличился на 14% к уровню 2002 года.

В истекшем году, наконец-то погашена задолженность регионального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции по кредиту перед федеральным фондом поддержки предпринимательства, полученному в 1994г., и в конце 2003 года региональным фондом получены денежные средства на микрокредитование в сумме 1,0 млн.руб.

С целью стимулирования малого предпринимательства принят Закон РИ, предусматривающий расходование из республиканского бюджета денежных средств в размере 1% от всей суммы расходов. В связи с этим в республиканском бюджете на 2004 год предусмотрены 23,6 млн.руб. на субсидирование процентной ставки коммерческих кредитов, получаемых предпринимателями. Это позволит привлечь в сферу предпринимательства более 160,0 млн.руб.

Для кардинального улучшения ситуации на предпринимательском рынке ведется работа по консолидации всех сил и средств Правительства Республики Ингушетия, Регионального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, Торгово-промышленной палаты и всех представителей ингушской диаспоры из России и стран ближнего зарубежья.

Ключевым условием развития экономики является создание благоприятного инвестиционного климата.

Республика сегодня нуждается в крупных внебюджетных инвестициях, без которых невозможно завершить даже начатые процессы. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

С этой целью в 2003 году создан Госкомитет по инвестициям и внешнеэкономическим связям, принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих снижение налогового бремени, поддержку организаций, реализующих инвестиционные проекты. Для формирования стратегии привлечения инвестиций в регион проведен маркетинг, включающий в себя, в первую очередь, широкую рекламу тех преимуществ, которые получит инвестор при реализации инвестиционных проектов. Делегации Республики Ингушетия принимают участие в различных экономических форумах, на которых представляют приоритетные инвестиционные проекты, а также механизм государственной поддержки по их реализации. Уже подписан ряд соглашений с различными странами о сотрудничестве и реализации конкретных инвестиционных проектов: договор о совместном строительстве завода по производству кирпича методом гиперпрессования, реализация которого начата в рамках федеральной целевой программы «Юг России» в 2003 году, договор об установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества между Республикой Ингушетия и Федеративной Землей Саксония-Анхальт в сфере экономики, образования и культуры, подписан меморандум с группой представителей заинтересованных западных компаний. В настоящее время ведется работа по реализации достигнутых договоренностей, в частности, строительство жилья в г.Магасе.

Очень значимым для республики является договоренность, достигнутая с финансовой корпорацией «Социальная инициатива», в соответствии с которой планируется на первом этапе инвестировать строительство одного микрорайона в г. Магасе.

Кроме того, достигнуто соглашение с немецкой фирмой о вложении инвестиций в строительство аэропортового комплекса II очереди. Большое внимание руководством республики уделяется улучшению качества образовательного процесса и медицинской помощи. За 2002-2003 гг. реконструировано и построено 10 школ на 4652 посадочных мест, что позволило снизить до 25 количество школ, ведущих занятия в 3 смены.

В результате работы, проведенной по строительству и реконструкции общеообразовательных учреждений значительно снижен дефицит ученических мест. Однако в республике функционируют школы, построенные в 1913 году, в 1932 году и т.д., в которых проводился лишь косметический ремонт. В связи с этим с 2003 года произведен капитальный ремонт школ-интернатов г.Малгобека и г.Назрани, средней школы №4 ст.Орджоникидзевской и средней школы с.Али-Юрт. В текущем году будет продолжена работа по капитальному ремонту аналогичных школ.

Реализованы мероприятия по улучшению материально-технической базы и совершенствованию учебного процесса в Ингушском государственном университете в 2002-2003 годах: построен новый корпус университета в Гамурзиевском муниципальном округе, в котором размещены библиотека, хранилище, спортивный зал и учебные лаборатории, проведена реконструкция здания медицинского факультета. В настоящее время возводится учебный корпус для химико-биологического факультета, начато строительство учебного корпуса и общежития для студентов в г.Магасе, намечено открытие новых специальностей.

Основная задача здравоохранения – это улучшение качества медицинской помощи населению путем укрепления материально-технической базы и обеспечения его высококвалифицированными кадрами.

С целью оказания специализированной медицинской помощи населению открыты новые лечебно-профилактические учреждения: эндокринологический и кожно-венерологический диспансеры, отделение компьютерной томографии, отделение эффективной хирургии крови и диализа, бактериологическая лаборатория Республиканского противотуберкулезного диспансера, детское реанимационное отделение, начато строительство отделения реанимации новорожденных детей в Ингушской республиканской клинической больнице. Проведен капитальный ремонт родильного отделения Сунженской центральной больницы, родильного отделения Малгобекской центральной районной больницы, инфекционного отделения Ингушской республиканской клинической больницы. Проведено оснащение родильных и детских отделений аппаратурой, необходимой для выхаживания и выживания новорожденных детей. Производится закупка и бесплатная выдача продуктов детского питания для детей из малообеспеченных семей. Проводится целенаправленная работа по совершенствованию системы охраны здоровья материнства и детей: завершается строительство родильного корпуса на 70 коек при Ингушской республиканской клинической больнице, начато строительство Перинатального центра в г. Магас.

Проведенные мероприятия по улучшению материально-технической базы и повышению уровня квалификации кадров, привели к позитивным изменениям. Наблюдается снижение показателей материнской и младенческой смертности. Показатель заболеваемости туберкулезом снизился на 15 %.

Приняты меры по дальнейшему увеличению объема социальных услуг, расширению сети учреждений социальной сферы, своевременной выплате всех видов социальных пособий.

С 2002 года полностью нормализована ситуация с регулярной выплатой единовременных пособий на рождение ребенка. Своевременно и в полном объеме выплачивались ежемесячные детские пособия.

Проведена летняя оздоровительная кампания, которая позволила в 2003 году охватить различными формами отдыха более 25 тысяч детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей. На эти цели израсходованы средства в сумме около 35,0 млн.рублей.

Одним из важнейших аспектов социальной политики в республике является обеспечение прав и гарантий инвалидов. Всем нуждающимся инвалидам своевременно предоставлялась протезно-ортопедическая помощь. Инвалидам, имеющим медицинские показания, выдано 173 единицы спецавтотранспорта и в соответствии с Президентской программой для ветеранов Великой отечественной войны приобретены 148 автомашин «Ока». Особую заботу требуют одинокие престарелые граждане. Более 250 человек этой категории обслуживались службами социальной помощи на дому и им оказана материальная помощь. Следует отметить, что Республиканский Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, открытый в начале 2003 года, существенно улучшил ситуацию в данном направлении. Кроме того, улучшена материально-техническая база учреждений социальной защиты населения: за счет средств федеральных целевых программ приобретено реабилитационное, медицинское и бытовое оборудование, а также компьютерная техника. Ведется реконструкция Троицкого детского дома-интерната, строительство протезно-ортопедического предприятия, реабилитационного центра для детей-инвалидов с ограниченными возможностями в г.Магас, завершается строительство Детского дома-интерната для безнадзорных детей.

Положительных результатов удалось добиться в урегулировании отношений между республикой Ингушетия и РСО-Алания. Основным фактором, все еще сдерживающим процесс возвращения вынужденных переселенцев, является то, что на территории РСО-Алания не созданы условия для обеспечения социальных, трудовых, образовательных и иных благ для граждан ингушской национальности.

Успешно реализуется «План мероприятий федеральных органов власти, Правительства РФ и Правительства РИ по завершению работы по возвращению в Чеченскую Республику внутриперемещенных лиц с территории Республики Ингушетия».

Стабилизация общественно-политической ситуации способствовала активизации процесса возвращения русскоязычного населения в республику. В 2003 году уже вернулось 300 чел. В целях создания необходимых условий для их возвращения и обустройства принята программа возвращения русскоязычного населения в Республику Ингушетия на период до 2010 года.

Основными приоритетами для дальнейшего социально-экономического развития республики определены:

- развитие реального сектора экономики с целью уменьшения дотационности бюджета и снижения уровня безработицы;

- дальнейшее развитие нефтекомплекса и агропромышленного производства;

- создание благоприятного инвестиционного климата, повышение деловой активности, предприимчивости граждан и уровня жизни населения.

Решение вышеуказанных проблем предусмотрено в Программе экономического и социального развития Республики Ингушетия на период до 2006 года. Реализация программных мероприятий уже в текущем году позволит увеличить объем промышленной продукции на 14,9 % сельского хозяйства - на 6,9 %, создать 2299 рабочих мест.

Газета «Ингушетия», 08.05.2004 г., №52 (1171)

Фотогалерея