Культура и история

Ремесла

Традиционно ингуши владели различными ремеслами. Для бытовых и хозяйственных нужд изготавливали предметы домашнего интерьера, посуду (глина, дерево, медь, бронза железо), орудия труда, различные предметы вспомогательного характера, оружие (холодное), украшения, производили обработку шерсти, кожи, льна, конопли, шелка и т.д. Высокого мастерства достигли ингуши- строители каменных сооружений: башен, склепов, святилищ, храмов. Их приглашали представители соседних народов для возведения тех или иных сооружений. Об этом свидетельствуют сотни каменных построек в Горной Ингушетии, в соседних регионах. Образно говоря, ингуши были в средние века законодателями моды на башенные постройки. Мнения многих ученых в этом вопросе практически совпадают. В пользу данного вопроса говорят и термины относящиеся к каменной архитектуре: «алхекхашк» (я,я)* — кирочка; «ардакх» (я,я) — доска; «гар» (д,д) — полено; «бел» (я,я) — лопата; «бахьа» (б, д) — совковая лопата; «болчакх» (я,я) — носилки; «з1окбарг» (я,я) — острая карка; «барг» (я,я) — кирка односторонняя; «гон» (я,я) — молоток; «ж1ов» (я,я) — молот; «варбаст» (я,я) — кувалда (колун); «оста» (д,д) — зубило; «д1ам» (д, д) — зубило с деревянной ручкой; «водж» (я,я) — киянка; «ц1арац1ура» (д,д) — подъемное приспособление типа колодезного журавля; «ч1аг1арг» (я,я) — подъемный ворот (типа лебедки); «т1къоарашт» (я,я) — терка; «ц1уркув» (б,д) — камень венчаюший пирамидальную крышу башни (если камень искусственно заостряли то он называется «з1огал»). Закладка любого каменного сооружения проходила в торжественной обстановке, будь то башня боевая, склеп, святилище. О закладке башни имеются публикации. В начале хозяин объявлял о намерении построить башню (в1ов) и начинал собирать необходимые компоненты (известь, песок, камни, скот для оплаты мастеру, инструменты, приспособления). В назначенный день башню закладывали, т.е. устанавливали восемь угловых каменных глыб фундамента, шириной до 90-100 см. и длиной до 200-220см., достигавших высоты 80-90см. В честь этого резали белого быка, привязав к рогам белую шелковую материю — «нич». Кровь жертвенного быка мазали по углам этих каменных блоков, произнося благопожелания, прося данной семье всех земных благ и удач. Обычно башню начинали строить в «Тушоли-бутт» (март).

Стройка продолжалась ровно 1 год. (за этим строго следил народ в лице жреца и выборных представителей). Если по каким-либо причинам не удавалось завершить башню в срок, то башня так и оставалась навеки недостроенной. До сих пор никто не осветил в прессе особенности закладки святилищ, храмов, склепов т.н. «солнечных могильников». Ингушский языческий пантеон был очень широким и разнообразным. Соответственно разнились сооружения, возводимые в честь того или иного божества. Для божеств общенародного почитания храмы возводились всем обществом (Ткъоб1аь — Ерда, Алби — Ерда, М1аг1ой — Ерда , Маьт -Ц1ели). Семейно-родовые святилища и храмы строились самими родами (Аувша-Села, Дзарах-Ц1у, Т1умхой-Ерда). При закладке святилищ, храмов, памятных стел и других культовых сооружений торжественно произносились молитвы языческие (текъам), а также особые, устойчивые формулы — обращения к тому или иному божеству, в честь которого возводилось строение. К сожалению, эта формула напрочь забыта, т.к. ни один исследователь прошлого не зафиксировал ее.

При закладке склепов (малхара каш, бартал каш) освящая сооружения жрец говорил примерно следующее:

«...Укхаза боаг1аргбарий ер фусам,

К1аьда-мерза хийла.

Боткъий-Ширткъа санна

1ел-малха баха-бахка,

Аьттув хилба цар.

1елара моттиг г1оза хийла,

К1ай аьлий хилба царех...»

«...Пусть это жилище

Сладким, мягким им будет.

Пусть они как Боткий Ширтга

Смогут ходить в иной мир и

Возвращаться в наш мир.

Тамошнее место пусть благодатным будет,

Белыми князями они пусть будут...»

Места захоронения людей считались священными, и входить в склеп имели право только жрецы, лекари и сородичи умерших.

Практически все предметы быта, одежда, конская амуниция, оружие, орудия труда, украшения, посуда и утварь производились в домашних условиях. Высокого мастерства достигли наши умельцы по обработке шерсти, кожи, льна, шелка, металлов, камня, глины, дерева.

До появления швейных машин всю одежду шили вручную, примитивными инструментами-иглами: «мисара маха»-египетская игла, «шаьра маха»-гладкая (тонкая) игла, «г1орг1а маха»-толстая (грубая) игла, «юв-маха»-шило-игла, «таьма»-большая игла для сшивания мешков, бурдюков. Также пользовались ножницами-«к1од»; маленькими ножницами-«тукарг». Для вытягивания игл пользовались шипцами-«тай увза моарзаг1»; также применяли наперстки-«т1ора». Для хранения этих принадлежностей были кисет-«ц1ора», «ц1орилг», «бохча», «шант», «г1утакх». Нитки готовили из дикой конопли, предварительно замачивая сырье в воде. Затем, убирали твердые части стеблей. Кожицу, т.е. волокнистую часть растений тщательно расчесывали костяными или железными скребками. На небольшой промежуток времени проваривали в воде, сушили и делали нитки, различной толщины бечевки, веревки.

Нитки делались также изо льна (геж) и шелка. Кожу обрабатывали народными средствами. Процесс был долгим и трудоемким. В начале кожу посыпали солью,через несколько часов растягивали на распорках («геми»), затем мазали волосяную часть специальным раствором, состоящим из простокваши и отрубей («сулув») и держали сутки-полторы. Кислота способствовала очистке кожи от волосяного покрова.

После просушки долго разминали с помощью простого станка (кхема). Такие станки, как правило, устанавливались на общественных местах села, где на досуге собирались люди (пхьег1а). Из готовой кожи вырезали заготовки, для сыромятной обуви — «нахьара маьчаш», «хулчеш». Полоса называлась «к1арх-оаса». Также нарезались постромки («ткъинаш»), ремешки («оасаш»), заготовки для подошв обуви («маьчаш», «б1оржаш», «пезгаш»). Для таких нужд высоко ценилась кожа буйвола.

Овчина и козья кожа обрабатывалась чуть по другому т.е. сохраняя волосяную часть. Специальным скребком («гам») убирали мездру, дубили, тщательно разминали вручную и применяли для изготовления шуб,теплой обуви, шапок и т.д. Готовую верхнюю одежду сверху обшивали темной материей, сукном. Для получения тонкой кожи — «т1оараска», козью шкуру дубили, для удаления волосяного покрова и обрабатывали тщательно с помощью скребков различных конфигураций. Эта тонкая кожа шла для изготовления ремешков к кожаным ноговицам, женской, мужской и детской обуви («маьчаш», «пашмакхаш», «к1архаш»), а также для накладки вместо тесьмы («турс»).

Кузнечное ремесло у ингушей имело огромное значение. Кузнец «пхьар» изготавливал все виды и типы орудий труда и их частичные элементы из железа.

Например: «нух» — плуг, «макха» — борона (здесь надо отметить «что бороны раньше изготавливались из твердых пород дерева» (бук, дуб,ясень, акация). Иногда основу бороны делали из дерева, а зубья из металла. Ручные инструменты: «марс»- серп; «мангал»-коса; «гон»- молоток; «диг»- топор; «урс»- нож; «моарзаг1»- щипцы; «г1орг1аст»- рашпиль. А также все металлические части конской упряжи и «нувр»- седло. «Нувра фуъ»- луки; «лийташ»- стремена; «гоаламаш»- удила; «ланаш»- покровы; «лана хьастамаш»- подковочные гвозди; «ворда соанаш»- оси для арроб фургонов, подвод; «чарха гомаш»- ободья колес, изготавливались ингушскими кузнецами. Были мастера специализировавшиеся на изготовлении фаэтонов, линеек, байдарок, карет («1адарч дола вордаш»- повозки на рессорах).Некоторые виды посуды, такие как «1аькъа»- сковорода; «йоаг1ув»-сковорода (с ручкой); «заьзг»- сковородка с низким бортом; «яй»- котел; «яьинг»- котелок, также производились ими.Сами инструменты для работы кузнец изготавливал сам же с учетом тех удобств практичности, а также опыта и навыков. Кузница, как правило, возводилась на краю поселения и была несложной. Обычно в кузнице находились: «товг1а»- горн; «лейси»- меха; «ножарг»- наковальня; «ний»- ванна для закалки и охлаждения изделий заготовок. Вода из этой ванны считалась целебной и применялась наружно при различных заболеваниях. Ремесло кузнеца — «аьшкпхьар» серезно почиталось и поэтому запрещалось садиться на наковальню. Для разогрева металлических заготовок применяли древесный уголь, кукурузные кочерыжки. Обработка дерева занимала довольно большое, можно сказать приоритетное место в ингушских ремеслах. Солидная часть посуды, утвари, орудий труда, различные предметы вспомогательного характера были изготовлены полностью или частично из дерева. Наиболее часто из этих целей применяли дерево следующих пород: бук — «поп»; липа — «хьех»; карагач — «муш»; ясень — «къахьэсти»; дуб — «надж»; орешник — «б1аринг»; акация — «къарцхал» и т.д. бережное отношение народа к окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов выражается словами: «пхьег1аш е дика я ураяг1аш йокъаенна надж» — для изготовления посуды хорошо годится дуб, выросший на корню. Для обработки дерева применялись различные инструменты: «диг» — топор; «фаттан» — рубанок; «херх» — пила; «оста» — стамеска; «бурув» — сверло и в некоторых случаях вместо сверла применяли стальной прутик, раскаленный в горне, тем самым выжигая отверстие. «Гон» — молоток: «водж» — киянка; «ц1оахар» — токарный станок (в движение приводилось силой воды, и применялся для изготовления круглоточенной посуды, инвентаря). Деревянная посуда такие как: «кад» — миска; «шу» — большая тарелка (разнос); «гий» — лохань; «ц1азинг» — мисочка; «чами» — вид кружки; «песка» — лопаточка — мешалка; «оаркхув» — тарелка, а также нижкие стулья — «г1андаш»; треногие столики — «шунаш»; колыбели — «агаш»; кровати — «маьнгеш» делались мастерами и для нужд семьи, и для продажи, и для натурального обмена. Практически все предметы хозяйственно — бытового и строительного назначения в основном были из дерева: арбы — «вордаш»; лопаты — «белаш»; вилы — «шодаш»; трамбовки — «т1оалбаш»; окна — «кораш»; двери — «на1араш»; полы — «уй»; педарч — «бочки»; «тархенаш» — полки: для изготовления цельной мерной посуды («герд», «мозал») из дерева применяли огонь, т.е. выжигали снутри целый кусок бревна. Также делали «т1аккха» — кадку для дойки. Меры сыпучих тел: «сахь» — 5 (пять пригоршней) примерно 2, 7 кг. «герд» — (15 пригоршней) примерно 8-9 кг: «мозал» — (25 пригоршней) примерно 12-13 кг. Сахь вытачивали на токарном станке. Ткацкое ремесло очень древнее и ингуши широко занимались им. В основном ткачеством владели женщины, и эта была прерогатива. Начиная от стрижки овец и кончая изготовлением одежды женщины, трудились, не покладая рук. Полученную шерсть предварительно расчесывали вручную («къадж ду»). Заметим, что шерсть стирали у реки, добавляя горское мыло — «кха», состоящее из равных частей древесной золы, животного жира и желтой глины. После этого просушенную шерсть расчесывали («оалх») с помощью «ехк» — чесалки (см. фото). Следующим этапом делали «корхаш» — небольшие мотки шерсти, подготовленные для прядения. Пряли нить — «аьхинш». Шерстяную нить («цхьалха аьхинг») 15-16 веретен завязывали (заправляли) в ткацкий станок и ткали полотно «маша» — домотканое сукно. Вышеназванное количество шерстяной нити (15-16 веретен) хватало для изготовления одного куска сукна на один бешмет «г1овтал», или черкеску — «чокхи» (подробнее в разделе «орудие труда»). Гончарное ремесло в Ингушетии было довольно широко распространено. Глиняная посуда была практичной, удобной, легкой в изготовлении, экологически менее вредной (не было необходимости рубить живые деревья), хорошо сохраняло молочную продукцию в теплое время года. Для посуды подбирали наиболее качественную глину, замешивали родниковой водой, добавляли песок, изготавливали посуду на гончарном круге («гом»), которое приводилось в действие ногой. Сырую посуду предварительно просушивали под навесом и после этого ставили в уже раскаленную печь — «кирк». Делали это в тайне от посторонних лиц, в противном случае, считалось, если чужой человек строит рожу — «бат озе», то вся посуда будит с кривыми краями (горловинами). Обычно из глины делали «кхаба» — амфора; «кхабилг» — кувшин; «ишинг» — макитра; «сурилг» — сосуд с узким горлышком; «кад» — миска (чашка); «оаркхув» — тарелка; «кадак1иг» — мисочка; «оаркхилг» — тарелочка; «чами» — вид кружки и другие типы посуды.

В ингушском натуральном хозяйстве видное место занимало собирательство. Наличие в лесах большого количества съедобных плодов, растений, кореньев, ягод способствовало тому, что ингуши издревле заготавливали впрок дары леса. Как только созревали дикие груши, яблоки их собирали, разрезали на куски и сушили под навесом. Дикие груши еще и жарили на жаровне — «ц1ола», добавляли столько же жаренное зерно (ячмень, кукурузу) и промалывали на мельнице получая толокно — «кхорий цу», который является прекрасным абсорбентом. Его обычно давали поесть при желудочных расстройствах. Ягоды: ежевика — «мангал комар»; земляника — «баьца комар»; смородина — «кхазараш» и другие служили основой для изготовления домашней пастилы — «айра». Собирали в лесах также «хьунб1ар» — фундук (лещина); дикий мед — «хьун модз». Вообще бортничество, как и пчеловодство, было широко распространено среди ингушей. Конечно же, пчеловодству отдавали приоритет. Ульи для домашних пчел делали из тонких прутьев кустарников. Ингушский улей «тускар» (я, я), похож на корзину и потому схожее название, хотя и в другом грамматическом классном показателе. Ульи обмазывались раствором, состоящим из желтой глины, древесной золы и мелкой соломиной сечки. Сверху их покрывали соломенной «шапкой». В холодное время года ульи заносились в «модзг1али» — медовницу — специальное помещение, которое отапливалось в редких случаях холода.

Во время роения пчел — «никх баьлча», новую пчелосемью загоняли в новый, отдельный улей — «тускар». Пчелосемьи (ульи) с места на место не перевозились как сейчас. Во время медосбора пчел отгоняли дымом или брызгами воды. В основном пчелы давали мед разных сортов (видов): «фаь — модз» — мед собранный в этом году новообразовавшейся пчелосемьей; «улхий — модз» — мед в круглых сотах; «к1ай — модз» — мед белого цвета (считается самым качественным и целебным); «баьца — модз» — мед с разнотравья; «1аьржа — модз» — мед темного цвета. Также пчелы давали «фашкалаш» — соты; «шаьлмаз» — прополис; «боалоз» — воск. Сбор маточного молочка и пыльцы ингушами не практиковалось. В настоящее время пчеловодство в Ингушетии является стабильно развивающейся отраслью народного хозяйства, где применяют не только опыт предков, но и современные научно — обоснованные подходы к разведению и содержанию пчел.

На зиму также заготавливали мясо. В ингушском народном календаре даже есть название месяца — «лахь ду бутт» — ноябрь. Мясо животного разрезали на полоски — «говха доакх», солили, сутки держали в собственной шкуре, затем вешали над очагом и коптили, в том числе и в специальных печах — «кирк».

Впрок заготавливали и молочную продукцию: «к1олд» — творог; «нахча» — сыр. Процесс получение творога не сложный. Простоквашу — «ета шура», нагревают примерно до 35-40 градусов и собирают творожную массу в специальную посуду — дуршлаг — «к1олд йоахарг», отжимают, после чего бросают в бочку с рассолом. Сыр делают по старинной технологии: сычуг — «шоашк» или по другому так называемую «книжку» из внутренностей крупнорогатого скота обильно солят, сушат, после чего заливают кипяченой сывороткой — «мордз». В парное или подогретое цельное молоко, добавляют раствор из него, и оно сворачивается в сырную массу. Его также кладут в дуршлаг, отжимают и бросают в рассол из его же сыворотки — «чухьи».

Овечий сыр делают в полевых условиях. Молочных овец отделяют от ягнят, доят. В собранное молоко (предварительно подогретое) добавляют сычуг и также получают сыр. В условиях, где нет достаточного количества посуды, раньше пользовались подручными средствами. В частности, сырные головки заворачивали в листья большого лопуха — «маша хьаржакъ», что переводится как «лопух молочной продукции» (от «маша» — молочная продукция). Затем сыр клали в «коалда» — в деревянный круглый предмет, состоящий из двух полусферических частей, с одной стороны скрепленных между собой кожаными нитями. Сам этот предмет делали из прутьев орешника. «Коалда» с сыром вешали на дерево, и тем самым влага уходила сама по себе. После некоторого времени сыр из овечьего молока помещали в бурдюк — «лаьжг», предварительно в разрезанном на куски виде, где находился готовый рассол. В таком состоянии сыр мог, не портится до 3-4 лет.

Также впрок на несколько лет даже вперед заготавливали масло топленое — «маша даьтта», «дежа даьтта». Масло хранили в глиняной посуде.

При нехватке молока в зимних условиях, хорошим подспорьем в еде служила молочная приправа — «миста берх1а». Его готовили следующим образом: сыворотку — «к1олд яьккха мордз» варили в течение 50-60 минут, при его остывании добавляли свежую сметану, творог, цельное (кипяченое) молоко. В итоге смешивания этих ингредиентов получается однородная, средней густоты масса. «Миста берх1а» не портится и год и два.

Особое место в кухне ингушей занимало толокно — «цу» — мука из прожаренных, кукурузных (ячменных) зерен. «Цу мажаргаш» или по другому «даьттаг1», т.е. толокно вареное в топленом масле есть очень сытная пища, не портится годами и потому готовили ее впрок.

С. А. Мерешков

Глава
Республики Ингушетия
Евкуров
Юнус-Бек
Баматгиреевич
Фотогалерея