Инвестиционная привлекательность

Становление Республики Ингушетия, как самостоятельного субъекта, начиная с 1992 года, совпало с периодом перехода Российской Федерации на рыночные отношения. Несмотря на все трудности, возникшие перед молодой республикой, руководству удалось добиться положительных результатов в различных направлениях экономической и социальной сферы.

Инвесторы начали проявлять интерес к экономике Республики Ингушетия. И у нас есть все необходимое, чтобы добиться более высоких результатов. Богатая минерально-сырьевая база, благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение.

Ингушетия расположена на склонах Большого Кавказского хребта в зоне благоприятных климатических условий. Сырьевая база республики представлена месторождениями нефти и газа, мраморных известняков, доломитов, нерудных строительных материалов и кирпичных глин высокого качества, минеральных и родниковых вод. Важный природный ресурс Ингушетии-леса. Они занимают 140 тыс. га, в основном смешанные широколиственные, включающие ценные породы деревьев (бук, дуб, чинар и др.). Общий запас древесины составляет около 11 млн. м3. Почвы республики черноземные, плодородные. Климат континентальный. Природно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства. Республика располагает значительным гидроэнергетическим потенциалом, величина которого по предварительным расчетам составляет около 1,5 млрд. кВт/ч.

Базовой отраслью экономики Ингушетии является нефтедобыча. Разведанные промышленные запасы нефти составляют около 11 млн. тонн. Перспективы развития нефтекомплекса связаны с дальнейшей разведкой нефтяных месторождений и созданием нефтеперерабатывающих предприятий. Одной из важных отраслей республики является агропромышленный комплекс. Благоприятные климатические условия, плодородные почвы позволяют выращивать широкий ассортимент сельскохозяйственных культур, развивать животноводство. Значительные сельскохозяйственные ресурсы являются базой для пищевой промышленности.

Происходящий в Ингушетии строительный бум способствует увеличению объемов производства промышленности строительных материалов, основанной на собственной значительной ресурсной базе. Активно ведется строительство новой столицы Ингушетии — города Магас.

Первостепенными задачами инвестиционной политики руководства республики являются снижение инвестиционных рисков, совершенствование системы правового регулирования по защите прав инвесторов, создание оптимальных условий для вложения отечественного и зарубежного капитала в приоритетные отрасли экономики за счет предоставления государственной поддержки по наиболее эффективным инвестиционным проектам.

Основными правовыми документами в инвестиционной и предпринимательской деятельности Республики Ингушетия являются: Закон Республики Ингушетия «Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия», Закон Республики Ингушетия «О гарантиях частных инвестиций в Республике Ингушетия», Закон Республики Ингушетия «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Ингушетия».

Понимая важность развития предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии, Правительство республики ведет интенсивную работу в данном направлении. Принят ряд нормативно-правовых документов, среди которых Закон Республики Ингушетия «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Ингушетия» от 9 июля 2003 года № 44-РЗ и Закон Республики Ингушетия «О налоговых льготах отдельным категориям налогоплательщиков» от 9 июля 2003 года № 42-РЗ. Указанными законами нормативно-правовые документы Республики Ингушетия, касающиеся инвестиционной деятельности, приведены в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, данным законодательством определен следующий механизм поддержки инвесторов. Каждый предприниматель, вкладывающий финансовые средства на территории Республики Ингушетия в промышленную сферу, рыбное и лесное хозяйство на сумму свыше 500 тыс. руб. имеет право получить свидетельство соответствия организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории РИ. Свидетельство выдается Министерством экономики Республики Ингушетия. В день выдачи свидетельства с инвестором заключается инвестиционный договор.

Организация, получившая данное свидетельство пользуется льготами по следующим видам налогов:

— налог на имущество предприятий, в части суммы налога, зачисляемой в республиканский бюджет;

— земельный налог, в части суммы налога зачисляемой в республиканский бюджет;

— налог на прибыль, в части снижения ставки налога зачисляемой в республиканский бюджет в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме того, Минэкономики РИ оказывает инвестору необходимое содействие для реализации инвестиционного проекта в части решения возникающих вопросов с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными российскими организациями.
В настоящее время в республике действует механизм государственной поддержки в форме компенсации 3/4 процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в кредитных организациях РФ для реализации инвестиционного проекта на территории РИ. Реализация данного механизма осуществляется через Региональный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия.
Также, в целях привлечения внебюджетных инвестиций в развитие промышленности и агропромышленного комплекса 12 мая 2003 г. принято Постановление Правительства РИ № 413 «О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия». Указанным постановлением предусматривается следующий механизм государственной поддержки.

Организация, любого масштаба, получающая кредит в российских кредитных учреждениях для реализации инвестиционного проекта в сфере промышленного производства и агропромышленного комплекса на территории РИ имеет право на получение государственной поддержки в форме возмещения 2/3 процентной ставки по данному кредиту. То есть, если организация получает кредит в банке под 23 процента, то из них 15,3 оплачивается из республиканского бюджета, а предпринимателю остается оплатить только 7,7 процентов.

В настоящее время на рассмотрении в Народном собрании Республики Ингушетия находится разработанный Министерством экономики Республики Ингушетия и одобренный Правительством Республики Ингушетия проект Закона РИ «О Бюджете развития Республики Ингушетия», которым предусматривается оказание предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории РИ, государственную поддержку в форме:

— предоставления государственных гарантий;

— кредитования инвестиционных проектов путем оплаты счетов за товары и услуги, необходимые для реализации указанных проектов;

— вложения прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, реализующих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций.

Все вышеперечисленные нормативные правовые акты составляют единый механизм оказания всесторонней государственной поддержки предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия. В целом данный механизм заключается в следующем. Предприниматель, планирующий заняться инвестиционной деятельностью на территории Республики Ингушетия, обращается в Министерство экономики Республики Ингушетия с просьбой оказать государственную поддержку в реализации инвестиционного проекта. Предприниматель может обратиться с собственным инвестиционным проектом либо выбрать один из нижеследующих, приоритетных инвестиционных проектов. Минэкономики РИ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также администрациями районов и городов, на территории которых будет реализовываться данный проект, проводит экспертизу представленных материалов и делает заключение об экономической эффективности и целесообразности проекта. Далее Минэкономики РИ направляет в Конкурсную комиссию по поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Ингушетия при Правительстве Республики Ингушетия, краткое описание инвестиционных проектов, заключение об экономической эффективности и целесообразности реализации данных проектов, а также предложения по вариантам оказания государственной поддержки. По решению конкурсной комиссии предприниматель может получить один или несколько из вышеперечисленных видов государственной поддержки. То есть:

— предоставление налоговых льгот;

— субсидирование части процентной ставки по кредитам банков;

— предоставление государственных гарантий;

— кредитования инвестиционных проектов путем оплаты счетов за товары и услуги;

— необходимые для реализации указанных проектов;

— вложения прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, реализующих;

— инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

— оказание помощи в приобретении или получении в аренду земельных участков, зданий и сооружений.

Весь процесс, от подачи предпринимателем заявления до вынесения Правительством РИ окончательного решения по предоставляемым данному предпринимателю видам государственной поддержки, длится не более 45 дней.

В настоящее время в республике практически сформирован благоприятный инвестиционный климат, в этой связи руководство республики приглашает всех заинтересованных предпринимателей к взаимовыгодному сотрудничеству и гарантирует всестороннюю поддержку в сфере реализации инвестиционных проектов на территории Республики Ингушетия. Мы также приглашаем всех к сотрудничеству по реализации идеи строительства новых объектов в г. Магас.

Учитывая постепенную стабилизацию обстановки на Северном Кавказе, можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе инвестиционная привлекательность Ингушетии и всего региона значительно возрастет.

Сегодня Ингушетия представляет собой перспективный регион России со стремительно растущим населением и соответственно потребительским рынком.

Молодая, развивающаяся республика предоставляет широкие возможности предпринимателям в освоении еще незанятых ниш рынка.

Глава
Республики Ингушетия
Евкуров
Юнус-Бек
Баматгиреевич
Фотогалерея